Сборник сенсорных игр
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. У детей нет ещё навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.
1. Дидактические игры по сенсорному развитию (цвет)
«Спрячь зайку»
Цель: формирование представлений о цвете.
Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.
Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.
«Воздушные шары»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Материал: цветные изображения воздушных шаров из картона; атласные ленточки таких же цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать по цвету ленточку для шарика и завязать её.
«Найди пару»
Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по цвету.
Учить находить одинаковые варежки, носки, развивать
зрительное восприятие.
Побуждать проговаривать название цветов.
Материал: вязаные носки и варежки 4-х цветов
Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать пару носков и варежек по цвету.
«Посади куклу на свой стул»
Цель: Учить детей подбирать стул по цвету платья и бантика куклы.
Материал: стульчики, обтянутые цветной тканью; куклы в платьях и бантах соответствующей цветовой гамме.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посадить куклу на свой стул.
2. Дидактические игры по сенсорному развитию (форма)
д/и «Геометрическая мозаика»
Цель: Учить различать предметы по форме и называть их.
Материал: геометрические фигуры из цветного картона.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сделать, например гусеницу, показать ребенку какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Можно складывать домик, меняя его размер, цвет, или добавляя детали. Занимаясь геометрическим конструированием, дети должны двигаться от простого к сложному.
д/и «Укрась варежку, чтобы была пара»
Цель: Закреплять знания цвета, формы, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
Материал: геометрические фигуры из цветного картона; силуэты варежек из белого картона с нанесёнными фигурами.
Ход игры: Воспитатель кладёт перед ребёнком левую варежку с готовым узором и предлагает сделать такой же узор (симметричный) направой варежке.
д/и «Укрась бабочку»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания цвета, формы, понятие много – один, большой маленький. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: силуэты бабочек разных цветов, вырезанные из картона, геометрические фигуры разных размеров и цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам.
д/и«Поиграем в домино»
Цель: Развития умений соотносить фигуры по форме и цвету.
Материал: картинка паровоза из цветного картона, вагончики из белого картона, разделённые на 2 части с изображением фигур.
Ход игры: Посмотри и назови фигуры домино. Покажи круглые, не круглые фигуры.
-Давайте прицепим вагончики к паровозу. Я кладу первую карточку, а ты клади вторую и т. д. (все карточки выкладываются друг за другом по правилам игры в домино)
4.Дидактические игры по сенсорному развитию (величина)
д/и «Большие и маленькие мячики»
Цель: Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Подобрать мячики для кукол.
Материал: Большие и маленькие мячики; куклы маленькие и большие в цветных платьях.
Ход игры: Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Воспитатель даёт детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зелёные, красные, жёлтые) и разной величины (большие и
маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
Прыг да прыг, всё прыг да прыг,
Спать наш мячик, не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч жёлтого цвета, такой, как её платье. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как её бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
д/и « Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал: Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Ход игры:Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.
д/и«Спрячь медвежат»
Цель: Развития умений соотносить предметы по размеру и цвету.
Материал: Картинки больших и маленьких медведей и мячей.
Ход игры: Спрячь медвежат за мячи, чтобы я не смогла их найти.
4.Дидактические пособия для развития мелкой моторики рук
Игры с прищепками:
Цель: дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстёгивании.
Материал: изображения предметов из цветного картона с прищепками
Ход игры: Воспитатель предлагает детям пристегнуть иголочки ёжику, а лучики солнышку, подбирая их по цвету.
Игры с пуговицами:
Цель: Развивать логическое мышление, воображение и творчество детей.
Материал: тканевое изображение предметов, пристёгнутое пуговицами.
Ход игры: воспитатель предлагает детям пристегнуть каждый предмет на картинке.
Пальчиковый сухой бассейн
Цель: Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: Киндеры обклеены разноцветной плёнкой с изображением героев мультфильмов; мелкие игрушки из киндер-сюрприза; корзина.
Ход игры: складываем киндер - яйцо в небольшую глубокую корзину, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Попросите детей найти в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
5.Создание предметно-развивающей среды в группе
(Фото - материалы создания предметно-развивающей среды в
первой младшей группе «Ягодки»)
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели несут вещи из дома в детский сад, да ещё привлекают к этому родных и близких.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Можно смело утверждать, что в нашей группе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают её пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребёнка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Предлагаю познакомиться с созданной предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию в 1 младшей группе.
Литература:
1. Аксарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста: учебное пособие/ Н. М. Аксарина М: Просвещение, 1998. – 264с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение», 1985.
4. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М. «Просвещение», 1983
5.Новосёлова С.Л.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. «Просвещение», 1985
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. «Просвещение», 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста
В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...
Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка
Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в х...
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста ...
Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...
Сборник буклетов для родителей по развитию сенсорного восприятия у детей с 1г3м до 3 лет.
Материал по развитию сенсорных эталонов у детей 2-3 г. жизни. (Элект. ресурс)...
Сборник дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников.
Дидактическиеигры и эталоны цвета....
Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Как повысить интерес к знаниям , создать такие игры , которые могут привлечь ребенка, одновременно закрепить полученные умения и навыки, а также развить мелкую моторику и цветовосприятие можно создать...