Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Колосова Элла Николаевна

Как повысить интерес к знаниям , создать такие игры , которые могут привлечь ребенка, одновременно закрепить полученные умения и навыки, а также развить мелкую моторику и цветовосприятие можно создать дидактические игры своими руками. Дидактические игры  для детей первой младшей группы, способствуют формированию зрительно-моторной координации на основе действия с предметами. Все пособия привлекают внимание яркостью, а также интересным содержанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx64.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

https://logoped24.com/wp-content/uploads/2016/03/igri-montesori-1-300x222.jpg

Автор: воспитатель МАДОУ МО Детский сад № 113 г.Краснодар Колосова Э.Н.

Дидактическое пособие  «Разноцветные колпачки»

        Коробка от конфет обклеивается самоклеющейся плёнкой. Туда вклеиваются горловины с резьбой от пластиковых бутылок. Отдельно выполняются аппликации из плотного картона с круглыми отверстиями: «Снеговик» , «Цветочки», «Паровозик». Что помогает менять картины. Крышки от пластиковых бутылок различных цветов.

Цель игры:

          Развитие мелкой моторики руки,

          Развитие слухового внимания,

          Развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом стиха,

          Развитие умения узнавать и называть цвета.

«Снеговик»

        Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам. Воспитатель обращает внимание на то, что колпачки у него разного цвета, а комочки белого.

Снеговик один гулял

                                                       И комочек потерял.

                                                       Другу рады мы помочь,

                                                      Прикрутить его не прочь!

                                                      Белый, белый снеговик,

                                                      Быть другим он не привык!

Выставлен поддон с крышками разных цветов, дети находят белые крышки и прикручивают к тренажёру.

«Цветочки»

         Ход игры:

Дети рассматривают картинку. Они перечисляют, что изображено на ней. Дети определяют цвет травы и сравнивают с растениями в зелёном уголке. Воспитатель предлагает детям показать на картинке верх, низ; определить, что расположено вверху, а что внизу. Обращает внимание на цветы, какого они цвета. Нужно найти крышку такого же цвета и прикрутить к цветочку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнце тоже жёлтого цвета, но оно большое, нужно найти крышку жёлтого цвета большую и прикрутить к тренажёру вверху. Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение, и дети, прикручивая крышки, проговаривают какого они цвета.                                Светит солнышко вверху,

                                                 А цветы растут внизу.

                                                 На земле растёт трава,

                                                 Рады лету детвора.

Дидактическое пособие «Дом»

        Берётся материал прямоугольной формы зелёного цвета, на нём нашивается дом в виде квадрата и треугольника; забор – прямоугольник, наверху солнце жёлтого цвета – круг. К солнцу на липучках приклеиваются полоски разной длины – это лучи солнца. Забор можно открыть при помощи молнии. За забором прячутся зверюшки. Они на липучках. Могут запрыгивать на окно, тоже квадратной формы, только по размеру меньше, чем сам дом. Сверху и снизу материала прошивается строчка. И в эти трубочки вставляются палочки. Сверху к палочке привязывается верёвочка, за которую можно повесить это панно за крючок.

Цель игры:

                      Развитие мелкой моторики руки,

                      Развитие умения различать предметы по форме. (Круг – солнце, квадрат- дом, окно, крыша – треугольник, забор – прямоугольник).

                     Формировать умение понимать изображённое на картине и отвечать на вопросы воспитателя,

                     Развивать речевую активность, умение соотносить действие со словом стихотворения.

Ход игры:

        Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено на ней. Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Что ты видишь на картине? Почему нет у солнышка лучиков? Кого мы первым позовём на окошко?» и т.д. Вместе с детьми читают стихотворение:

Жёлтое и круглое

                                                         Светит на детей!

                                                         Солнечные лучики

                                                         Прикрепи скорей!

Дети приделывают к солнышку лучики на липучках.

Дети по звукоподражаниям отгадывают, кто спрятался за забором. Если ребёнок отгадал, то он вместе с воспитателем инсценирует стихотворение:

Посмотрите – это дом.

                                                   С крышей, стенами, окном.

                                       ………(утка) в доме будет жить

(в зависимости от того, кого ребёнок взял)

                                                   Будет с…….(кошечкой) дружить.

(в зависимости от того, кого ребёнок взял).

Здесь также закрепляются знания детей о форме предметов. Малыш показывает части дома, прикрепляет одного из персонажей на окно дома, а потом рядом прикрепляет и друга.

Дидактическое пособие «Волшебная скатерть»

Цель игры:

           Развитие мелкой моторики руки,

           Развивать речевую активность,

           Вызывать радость от общения,

        Формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов, используя в речи слова «один», «много»,

        Развивать умение различать и называть части тела человека,

        Формировать умение называть части суток (день, ночь).

        Пособие сделано для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Она многофункциональна. Каждый клин скатерти соответствует определённой тематике. Работа со скатертью вызывает у детей огромный интерес: большое количество молний, пуговиц, кнопочек дают возможность создавать сюрпризные моменты, которые очень нравятся детям. Далее в пособии представлено описание каждого клина скатерти, что и как на нём изображено и дано описание как играть.

        Клин «Солнце – луна»

На тёмном фоне ткани пришит жёлтый полукруг с закрытым глазом. Это говорит о том, что ночью все спят, отдыхают. Яркие жёлтые звёздочки на ночном небе прикрепить их можно при помощи кнопочек. Ночью плетут паутинку паучки. Паучки связаны крючком из плотной коричневой пряжи. На брюшке пришит крючок, за который можно посадить его на паутинку. На белом фоне ткани пришит жёлтый полукруг с открытым глазом. Это говорит о том, что днём всё живёт, цветёт, дышит. Жёлтые лучики солнца можно прикрепить при помощи липучки. Внизу пришиты разного цвета пуговицы. Цветочки, связанные крючком из разного цвета пряжи можно пристегнуть к такой же по цвету пуговице.

Под стихотворные строки:  Жёлтое и круглое

                                                         Светит на детей!

                                                         Солнечные лучики

                                                         Прикрепи быстрей!

Ребёнок прикрепляет на липучках лучики. Цветочки пристёгивает к такой же по цвету пуговке.

        Под стихотворные строки:  Маленькие звёздочки

                                                          Глазоньки луны,

                                                          Жёлтенькие бусинки

                                                          К небу прикрепи!

Ребёнок прикрепляет на кнопочках звёздочки. А паучков малыш прикрепляет на крючки.

        Клин «Девочка»

Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли. На голове вшиты верёвочки для плетения косичек. На лице глазки – пуговицы синего цвета, нос – пуговка и рот пришит из материала.

Под стихотворные строки ребёнок показывает на картинке все части тела человека:

Девочка на вас похожа

                                                    Ручки есть и ножки тоже.

                                                    Также есть и голова.

                                                    Ротик, носик и глаза.

                                                    На лице – всё как у нас

                                                    Любит девочка всех вас!

А также под чтение потешки «Расти коса до пояса….», ребёнок может выполнять движения – плетения косы.

        Клин «Рыбки»

На клин нашиты рыбки произвольно плавающие. Пришиты крючки, за которые можно тянуть резиночку. Внизу пришиты водоросли, в которые вшиты молнии, при открывании которых можно увидеть спрятавшуюся рыбку. Связанные крючком рыбки можно пристегнуть к клину с помощью кнопочки. И направить рыбку в нужном направлении: вниз, вверх, вправо, влево.

        Дети рассматривают аквариум. Воспитатель напоминает, что нельзя близко придвигаться к аквариуму, стучать по стенкам, т.к. это может напугать рыбок. Воспитатель предлагает детям наблюдать за рыбками и рассказать о том, что они заметят. Воспитатель высыпает рыбкам корм, дети наблюдают, как рыбки глотают его. Дети рассказывают, что увидели на клине с рыбками. Здесь также рыбки прячутся за водорослями. Воспитатель предлагает обвести каждую рыбку пальчиком; показать туловище, голову, хвост, плавники, глаза; определить, сколько рыбок, куда они плывут.(вверх, вниз, в сторону)

Рыбки плавают в воде

                                                     Рыбка красная, ты где?

                                                     Сколько маленьких, скажите,

                                                     Быстро вы их покажите.

Ребёнок на кнопках прикрепляет рыбок, к крючкам прикрепляет морскую звезду, на молниях можно застегнуть (расстегнуть) водоросли.

        Клин «Ёлочка»

На клин пришита зелёного цвета ёлочка. На неё пришиты ленточки, пуговицы разного цвета. На пуговицы пристёгиваются фонарики такого же цвета, как и пуговицы. А ленточки завязываются в красивые бантики.

                                                 Нарядная, красивая,

                                                Зелёная стоит,

                                                Шарами и снежинками

                                               На Новый год блестит.

Клин «Портфель»

На клин пришит «портфель» из материала с застёжкой. Там есть отделения как в настоящем портфеле. Детям интересно, что находится внутри, и они стараются открыть замочек.

        Под стихотворные строки:

                                                     Что в портфеле, интересно?

                                                     Раз, два, три - нажми замок,

                                                     Раз, два, три – замок открылся

                                                     Вынимай и посмотри!

Ребёнок вынимает из портфеля разнообразные предметы и действует с ними по своему усмотрению. Одновременно проговаривает свои действия.

        Клин «Цветочек»

Цветок состоит из двух частей, соединяет его молния. Расстегнув молнию, мы можем увидеть другие маленькие цветочки, которые крепятся при помощи липучек и кнопок. Внизу клина пришит ремень. Детям очень нравится застёгивать и расстегивать ремень. А на нём вставлены колечки. Здесь дети могут эти колечки передвигать по ремню то вправо, то влево. У детей закладываются навыки счёта.

                                                Есть волшебный цветок у меня

                                               За ним вы найдёте, что спрятала я.

                                               Ручками молнию вы разомкните

                                              Что вы увидите, быстро скажите.

        Клин «Птичка»

На клин нашиты маленькие колечки по краям клеточки. При помощи тесьмы дети могут зашнуровать клетку. Если ребёнок неправильно зашнурует, то птичка может вылететь, она на липучке.

                                            Маленькая птичка прилетела к нам,

                                            Маленькой птичке зёрнышки я дам.

                                           Маленькая птичка погости у нас,

                                          Маленькую птичку отпущу сейчас.

Дидактическое пособие «Кубик»

        Из куска поролона вырезается куб. Обшивается тканью из моющегося материала, каждая сторона разного цвета. На каждую сторону пришивается липучка. Отдельно вырезаются из материала разного цвета геометрические фигуры. Все края обмётываются. Пришиваются липучки. Все края обмётываются.

Цель игры:

Развивать мелкую моторику кистей рук (липучки);

Закреплять знания детей основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

        Ход игры:

Ребёнок выкладывает все геометрические фигуры перед собой. Постепенно приклеивая фигурки соответственно цвету ко всем сторонам кубика. До тех пор пока, все геометрические фигурки не будут приклеены. Здесь закрепляются знания цветов и названия геометрических фигур.

Дидактическое пособие «Флажки»

        На деревянную узкую подставку прикрепляются тонкие деревянные палочки,  выкрашенные в разные цвета. Из материала разного цвета шьются флажки с узкой прорезью.

        Цель игры:

Развивать мелкую моторику кистей рук (нанизывание флажков на стержень),

Закреплять знания основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).

        Ход игры:

Ребёнок выкладывает перед собой все флажки и поочерёдно нанизывает флажок на стержень такого же цвета.

Дидактическое пособие «Подсолнух»

        Из материала жёлтого цвета вырезается два круга, середина наполняется синтепоном. По краям вшиваются лепестки, сшитые из ткани такого же материала. По краю вшивается одна часть разъёмной молнии. А на середину пришиваются маленькие чёрные пуговки – «семечки». К ним можно пристёгивать, связанные крючком из пряжи, цветочки. Шьётся ещё один круг из такого же цвета, с краю вшивается вторая часть разъёмной молнии. Наверху пришивается липучка, к которой можно прикрепить бабочки (они тоже на липучках).

        Цель игры:

Развивать мелкую моторику кистей рук (липучка, пуговки).

        Ход игры:

Ребёнок видит перед собой подсолнух, на нём сидят бабочки. Он снимает бабочки с подсолнуха. Подсолнух ещё не поспел. А вот расстегнув молнию по краю подсолнуха, ребёнок уже видит, что подсолнух поспел, то есть появились чёрные семечки. Он может покрутить каждую из «семечек», определить, какая из семечек самая спелая. Ребёнок может на пуговку пристегнуть жёлтенький цветочек – украсить подсолнух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.Готовнос...