Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация «Воспитание культуры речи как условие успешной
социализации дошкольников»
Умение общаться – это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса. Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть «в слова», «ловить» звуки, подбирать слова – ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растет, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых. Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат вокруг, но и особенности артикуляции, грамматические обороты речи.
К сожалению, довольно часто дети, которым скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюканье» взрослых, считающих, что с малышом надо разговаривать на «птичьем» языке, иногда – влияние среды, где живет ребенок. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, колидор, небель и т.д.) В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно: надо спокойно поправить его.
Овладение красивой, правильной, ясной, убедительной речью начинается в дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. К шести годам ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребенка шести лет дает ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. На седьмом году жизни важно готовить его к тому, чтобы он мог в школе понять объяснения учителя и отразить в собственной речи знания природоведческого, исторического, математического характера; умел выделять существенные признаки, доступные его пониманию, в тех предметах, которые он воспринимает; сравнивать предмет с другими, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; быстро определять предмет, действия, качества; подбирать слова с противоположным значением; группировать предметы, имеющие общие признаки. Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок правильно произносил все звуки, правильно строил предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа или сказки.
Дети 5-6 лет очень любят слушать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих наибольшей величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребенку.
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Социальная адаптация детей – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность, сознание, общение.
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и социума. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация, индивидуализация. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация. Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....
Воспитание юного Петербуржца, как условие успешной социализации детей с общим недоразвитием речи
Воспитание юного Петербуржца, как условие успешной социализации детей с общим недоразвитием речи...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Консультация для родителей:«Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»...
Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Консультация для родителей:«Воспитание культуры речикак условие успешной социализации дошкольника»...