консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно, интересно».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.
Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат)- различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_9_artikulyatsionnaya_gimnastika_-_eto_veselo_polezno_interesno.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рождественская СОШ»
Учитель-логопед: Щеглова О.В.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.
Органы артикуляции (органы речи, речевой аппарат)- различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи. Среди них выделяются активные (подвижные) органы речи, какими являются, например, язык и губы, и пассивные, неподвижные, служащие опорой для активных органов, напр., зубы и твердое небо. Струю воздуха образуют диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребнка в процессе произнесения определнных звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности (разделения) движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут
получаться с первого и даже второго раза.
2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -
шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен)
полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая
внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции.
Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная
гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе,подражая друг другу.
5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала вмедленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.
6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.
7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые
игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный»,
«озорной» язычок или про язык- «путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал.
Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того,сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.
8. Вам не нужно выполнять с ребенком весь комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, если в этом нет необходимости.
Чтобы добиться желаемого результата,необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
следить за качеством выполнения упражнений;
желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, используется зрительный самоконтроль. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Если у ребёнка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Пассивные движения ребёнка постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные).
Из выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше вообще не вводить нового упражнения, а отрабатывать старый материал.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Не забывайте хвалить и подбадривать его за любые достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интерено"
консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....
Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, ...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Рекомендации для родителей при проведении артикуляционной гимнастики с детьми....
Конрсультация для родителей "Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно"
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...
Артикуляционная гимнастика -это весело,полезно ,интересно
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции,...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте очень нужно. Особенно тем деткам у которых есть нарушения речи....