Картотека дидактических игр с цветными крышками
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Игры с цветными крышками способствуют развитию мелкой моторики рук, дадут понятие о величине, научат детей ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности. Во время игр у детей развивается восприятие: зрительное и осязательное, формируются навыки самостоятельного и совместного выполнения задания, формируется и активизируется словарь. Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, занимательного конструирования и изготовления, полезных для детских ножек массажных дорожек. Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_tsvetnymi_kryshkami.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с цветными крышками.

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм.).  И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно способствует интеллектуальному и речевому развитию детей. Благодаря сенсомоторному опыту у ребенка возникает представление о себе, о предметах, пространстве, времени, причинности. В результате движения и получения информации от анализаторов происходит с одной стороны возникновение и уточнение сенсорной информации, с другой – развитие двигательной функции.

Задачами сенсомоторного развития являются:

* Развитие двигательных функций:

- совершенствование общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

- поддержка физического тонуса детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

* Стимуляция накопления сенсомоторного опыта:

- создание условий для ознакомления детей с цветом, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

- закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам — величине, форме, цвету;

- обогащение чувственного опыта детей, показ разных способов обследования предметов, совершенствование восприятия детей, активное включение всех органов чувств.

Игры с цветными крышками способствуют развитию мелкой моторики рук, дадут понятие о величине, научат детей ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности. Во время игр у детей развивается восприятие: зрительное и осязательное, формируются навыки самостоятельного и совместного выполнения задания, формируется и активизируется словарь. Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, занимательного конструирования и изготовления, полезных для детских ножек массажных дорожек. Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками.

Хочу поделиться своим опытом работы, как можно использовать цветные крышки в обучающем процессе работы с детьми.

«Крышки рассыпались. Разложи их в свой домик»

Задачи: закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки разного цвета, разноцветные карточки с ячейками.

Ход игры: педагог предлагает детям разложить крышки в ячейки по цветам.

«Выложи узор по схеме»

Задачи: формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.

Материал: крышки разного цвета, разноцветные карточки со схемами.

Ход игры: педагог предлагает детям схему, по которой он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужного размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.

«Больше-меньше»

Задачи: развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал: разноцветные пластиковые крышки разного размера.

Ход игры: ребёнок выстраивает цепочку из пластиковых крышек от самой большой до самой маленькой.

«Бусы для куклы»

Задачи: учить нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок; закреплять восприятие цвета и формы; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь.

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цвета).

Ход игры: педагог начинает игру со стихотворения «Кукла» Г.Бойко

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берешь.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

    1-е задание: Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

2-е задание: Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

«Цветочная полянка»

Задачи: учить соотносить предметы по цвету; развивать внимание и мелкую моторику; воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Материал: картинки цветов.

Ход игры: 

1. Подбери серединку к цветку.

2. Подбери самую большую серединку у цветка. Самую маленькую.

3. Подбери у цветка красную серединку, белую и т. д.

«Найди цвет и сосчитай»

Задачи: учить соотносить предметы по цвету; развивать внимание и мелкую моторику; воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Материал: цветные крышки.

Ход игры: разобрать крышки по цвету и посчитать.

«Выкладывание букв или слов из крышечек»

Задачи: развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, памяти.

Материал: цветные крышки, картинка - образец букв.

Ход игры: дети по образцу выкладывают из крышек буквы.

«Деление слов на слоги»

Задачи: развитие слоговой структуры слов.

Материал: цветные крышки, предметные картинки.

Ход игры: дети делят картинки на слоги в соответствии с количеством цветных крышек.

«Звукобуквенный анализ слов»

Задачи: развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: крышки, предметные картинки.

Ход игры: разложить крышки по цвету в соответствии со звуками в словах.

                                         «Цветные пятнышки».
    Задачи: учить анализировать форму предметов.

Материал: Контурное изображение предмета, набор крышек.

Ход игры:
1 вариант: Дать детям образец и показать, как можно сложить, что бы получилось, как показано на рисунке. Сделать игру подходящей по сложности.
2 вариант: Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребёнку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится.
3 вариант: Сложность задачи и в том, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше, чем необходимо, придётся отбирать нужные.

«Найди лишнюю крышку »

Задачи:  развивать логическое мышление детей.

Материал: 5 крышек, 1 из которых отличается по цвету.

Ход игры: педагог выкладывает в ряд 4 крышки  одного цвета и среди них кладёт 1 крышку  другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю крышку или заменить её на  нужную  по цвету.

Можно разложить крышки  одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную крышку. Предложить выполнить то же самое задание.

«Чудесный мешочек»

Задачи:  развивать тактильные ощущения.

Материал: мешочек или воздушный шарик, крышки разного размера.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть несколько крышек. Спрашивает детей, какого  размера крышка. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая крышка попалась в руки.

«Найди пары одинаковых крышек»

Задачи:  формировать умение детей подбирать пары крышек  на основе сходного сенсорного признака, развивать  мелкую моторику пальцев рук.

Материал:  коллекция крышек.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

«Выложи различные контурные предметы»»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Материал:  коллекция крышек.

Ход игры: педагог  предлагает детям  выложить из крышек  несложные предметы, например, цветок, флажок, домик.  Затем интересуется, какого цвета крышки  дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Сюжетный тренажер «Цветные дорожки»

Задачи: развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

Материал:  Коробка картонная от конфет.

Самоклеящаяся бумага  4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый; Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий); На дно коробки наклеиваются четыре полосы разного цвета – дорожки, ставим перекладины синего цвета, образуем ячейки.

Ход игры: 

Задания:

1. Высыпать крышки и складывать по одной обратно в коробку.

2. Выкладываем в линеечку.

3. Выбрать только красные.

4. Разложить по цветам.

5. Продолжи ряд (два цвета).

6. Продолжи ряд (три и более цвета).

7. Положи столько зеленых, сколько красных

8. Положи зеленых на одну больше, чем красных.

9. Положи белую одну, а красных много

10. Положи зеленую сверху, красную снизу, черную справа, белую слева.

11. Закрой глаза (одну убрать). Какой не стало?

12. Выложи цветок по образцу.

13. Выложи цветок без образца.

14. Выложи по трафарету (бесцветные и цветные трафареты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические игры с цветными крышками.Наверное, у каждого  воспитателей своего рода профессиональное заболевание: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение.Как же можно п...

Картотека дидактических игр с цветными палочками Киюзенера для детей старшего дошкольного возраста

Картотека используется для развития познавательных и творческих способностей детей....

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические и логические игры с цветными крышками. (КАРТОТЕКА ИГР)...

Дидактическая игра "Цветные крышки" для детей 2-4 лет

Дидактическая игра «Цветные крышки»     Цель: знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой-маленький), форма (круг), цве...

Опыт работы "Дидактические игры с цветными крышками"

Обобщенный опыт использования пластиковых крышек в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы с ОНР...

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические игры с крышками – это игры, которые научат детей в игровой форме, ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать разв...

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические игры с крышками – это игры, которые научат детей в игровой форме, ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать разв...