Консультация "Связь аденоидов и речевых нарушений у детей с ОВЗ"
консультация по логопедии (старшая группа)

Кудинова Елена Александровна

В консультации подробно описана взаимосвязь заболеваний лор-органов и нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_6.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Связь аденоидов и речевых нарушений у детей с ОВЗ

   Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжелым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.

Аденоиды -это избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенным (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечет целый ряд физиологических изменений в организме ребенка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, легкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые и короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ( в состоянии гипоксии), а это ведет, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребенка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисания нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное лицо.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечет за собой тяжелые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, ее просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твердой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

  • к нечеткому, часто редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими "дама"-"дыма", и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
  • к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребенком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушений фонематического анализа и синтеза;
  • к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как Л, М -Б-П, Н-Д-Т ("мебель"- "небель", "Мила"- "мина", "мне"- "не", "Дина"- "Нина")
  • к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов ,как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребенка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:

  • слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;
  • неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, так как с помощью языка ребенок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведет к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

     а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации

      б) нарушение произношения твердых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации

      в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации

       г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

  •  неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведет к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию ( в том числе предлога В).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействия аденоидов, создают картину тяжелых речевых нарушений у дошкольников: стертой дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и системного недоразвития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Информация для родителей...

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот нео...

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развитие речи детей....

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развм\итие речи у детей....

Консультация для родителей на тему" Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Аденоиды - одна из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущая к тяжёлым нарушениям речи у детей....