Конспект занятия "В семье Барбоскиных"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Дырул Марина Олеговна

Цель: Развитие связной речи и расширение словарного запаса у детей.

Задачи:

Образовательные:

  • формирует у детей умение образовывать притяжательные прилагательные; подбирать слова – антонимы в сравнении (старше – младше; выше – ниже);

Развивающие:

  • Развивать зрительную память, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционную моторику;
  • Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей семье, повышать ценность и значимость семейных отношений в глазах детей;
  • Воспитывать умение работать в парах, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zaochnyy_etap_konspekt_dyrul.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

Конспект логопедического группового занятия в средней группе

на тему: «Семья Барбоскиных»

Подготовила:

 учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»

Дырул Марина Олеговна

Г. Пыть-Ях
2024г.

Конспект логопедического занятия в средней группе по теме «Семья Барбоскиных»

ЦельРазвитие связной речи и расширение словарного запаса у детей.

Задачи:

Образовательные:

  • формирует у детей умение образовывать притяжательные прилагательные; подбирать слова – антонимы в сравнении (старше – младше; выше – ниже);

Развивающие:

  • Развивать зрительную память, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционную моторику;
  • Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей семье, повышать ценность и значимость семейных отношений в глазах детей;
  • Воспитывать умение работать в парах, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Материал: 

  • Иллюстрация, на которой изображён Гена Барбоскин
  • Иллюстрация, на которой изображена семья Барбоскиных
  • Мяч
  • Карточки с картинками для игры «Наоборот»
  • Картинки к игре «Чей, чья, чьё, чьи»
  • Разноцветные геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры – круг и квадрат
  • Спокойная музыка

Ход занятия:

1.Приветствие

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На нашем занятии будут присутствовать гости. Давайте подарим им свою улыбку. Мы пригласили сегодня гостей для того, чтобы показать им, какие вы умные, внимательные и сообразительные. Прошу вас посмотреть на меня и подарить мне свою улыбку. (Улыбаются) 

Логопед: Встанем все мы дружно в круг! (встают в круг)

Я твой друг, и ты мой друг! (пожимают руку справа – слева) 

Крепко за руки возьмемся. (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу)

Дети присаживаются на стульчики.


Сюрпризный момент:  

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие приехал ещё один гость, да не один. (Показать иллюстрацию, на которой изображен Гена из Барбоскиных) Логопед: Ребята, вы узнаёте, кто это? (Ответы детей)

Логопед: Правильно. Это Гена Барбоскин. Но он приехал не один, а с мамой, папой, Малышом, Лизой, Дружком, Розой. Как мы их назовём одним словом? (Ответы детей)

Логопед: Правильно. Это Семья. Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)

2.Основная часть

Логопед: Ребята, предлагаю вам вместе с Барбоскиными выполнить массаж лица «Наша девочка проснулась». С помощью него мы с вами взбодримся и будем активно работать.

Массаж лица «Наша девочка проснулась»:

Наша девочка проснулась (трут кулачками глазки)

Ручкой вправо потянулась (поглаживают лоб от середины к ушам)

Ручкой влево потянулась (поглаживают брови)

Солнцу мило улыбнулась (гладят пальчиками по губкам)

А потом ладошкой пошлёпала немножко (хлопают себя по щекам)

Ай да, девочка, красавица! До чего же хороша и умна!  (хлопают в ладоши)

 Логопед: Отлично! Взбодрились! Ребята, Гена исследовал слово семья и сделал вывод, что это его можно поделить на два слова: «семь» и «я». Как вы думаете, что это означает? (Ответы детей)

Логопед: Правильно. Это семь похожих на меня. И действительно, в семье все чем – то похожи друг на друга. Семья с рождения рядом с каждым из вас. Семья –это единое целое. В семье Барбоскиных существует девиз, которому они придерживаются всегда: «Один за всех и все за одного».

Логопед: Ребята, посмотрите на семью Барбоскиных и сосчитайте, сколько человек в их семье? (Семь)

(Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображена семья Барбоскиных)

Логопед: Сколько детей? Сколько взрослых? (Пять детей, два взрослых)

Логопед: Барбоскины предлагают поиграть с ними в игру «Кто кем приходится?».

Игра «Кто кем приходится?»:

Логопед: Сейчас я вам буду задавать вопросы, кидать мяч, вы мне возвращаете мяч и называете ответ. 

Вопросы:

1.Кто Лиза и Роза для мамы? (дочки)

2.Кто Гена, Дружок и Малыш для мамы? (сыновья)

3.Кто мальчики для девочек? (братья)

4.Кто мама для папы? (жена)

5.Кто Лиза и Роза для бабушки? (внучки)

6.Кто Гена, Дружок и Малыш для бабушки? (внуки)

7.Кто мама для бабушки? (дочь)

8.Кто папа для бабушки? (сын)

Логопед: Лиза задумалась, кто из них является старшим, а кто младшим в семье. Давайте поможем ей разобраться. Предлагаю вам поиграть в игру «Кто старше (младше)?»

Игра «Кто старше (младше)?»:

Логопед: Сейчас буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.

Вопросы:

1.Кто старше Лиза и Роза или мама?

2.Кто младше Малыш или мама?

3.Кто старше Роза или дедушка?

4.Кто младше Дружок или бабушка?

5.Кто старше мама или бабушка?

Логопед: Малыш с Дружком решили поиграть в игру «Наоборот». Но между ними возник спор. Давайте им поможем. Поиграем с вами в игру «Наоборот». Но перед тем как поиграть давайте выполним артикуляционные упражнения вместе с Лизой.

Артикуляционные упражнения: 

Логопед: По выходным Дети Барбоскиных ездят к бабушке и дедушке.

Пухлые внуки приехали к ним погостить. (надувают щёчки) 

С ними худые – лишь кожа да кости (втягивают щёчки)

Бабушка и дедушка всем улыбнулись. (губы в широкой улыбке, видные верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (тянут губы вперёд)

Бабушка решила угостить их вкусным вареньем и чаем.

Упражнение «Вкусное варенье»:

Улыбаемся, открываем рот; широким языком облизываем верхнюю губу движением сверху вниз (5 раз)

Упражнение «Чашечка»:

Улыбаемся, широко открываем рот, высовываем широкий язык и загибаем кверху кончик и боковые края (придаём ему форму «чашечки») (5 раз по 10 сек.)

Логопед: Отлично получилось. Потренировали наши язычки, а сейчас поиграем.
Игра «Наоборот»:

Логопед: Сейчас я вам раздам каждому карточки с картинками. Вам надо найти пару, которая противоположна вам.

Девочка полная (девочка худая);

Сильный мужчина (слабый мужчина);

Дедушка больной (дедушка здоровый);

Мужчина пожилой (мужчина молодой);

Весёлый мальчик (грустный мальчик);

Старший брат (младший брат);

Высокий папа (низкий папа);

Взрослая дочь (маленькая дочь);

Добрая бабушка (злая бабушка).

Логопед: Гена предлагает вам немного отдохнуть.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись, (поднимают одну руку вверх, другую опускают вниз)
Отдохнуть нам захотелось.  (меняют рывками руки)

То на стену посмотрели, (смотрят на стену)
То в окошко поглядели.(смотрят на окошко)
Вправо, влево повернулись , 
(поворачиваются вправо –влево)
А потом наоборот.(поворачиваются влево-вправо)
Приседанья начинаем, 
(выполнили приседания)
Ноги до конца сгибаем. (сгибают поочерёдно ноги)
Вверх и вниз, вверх и вниз,(
выполняют приседания)
Приседать не торопись!

Логопед: А теперь Дружок хочет посмотреть какие вы внимательные и быстрые. Поиграем в игру -  ускорялку «Руки, плечи, уши, нос».

Игра –ускорялка «Руки, плечи, уши, нос».

Логопед: Отлично.  В большой семье Барбоскиных вечные споры о том, где чьи вещи и предметы. Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи», а Барбоскины внимательно будут слушать.

Игра «Чей, чья, чьё, чьи»:

Логопед: Сейчас я вам буду задавать вопросы и показывать картинки, а вы будете называть ответ.

Вопросы:

1.Мама носит платье. Платье чьё? (мамино)

2.Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

3.Дедушка носит очки. Очки чьи? (дедушкины)

4.Лиза носит шляпку. Шляпка чья? (Лизина)

5.Дружок играет в мяч. Мяч чей? (Дружка)

6.Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

7.Гена читает книги. Книги чьи? (Генины)

8.Дедушка ходит на улицу в ботинках.  Ботинки чьи? (дедушкины)

9.Малыш играет в машинку. Машинка чья? (Малыша)

Логопед: Малыш очень любит играть в различные игры. Мама ему недавно показала пальчиковую игру. Она ему очень понравилась, и он хочет ею с вами поделиться.

Пальчиковая игра «Дружная семья»:

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого, в конце ритмично разгибают все пальчики)
Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

Логопед: Гена любит много читать, собирать пазлы, исследовать что -то.  Сегодня он хочет предложить и вам немного поиграть с геометрическими фигурами.

Игра «Выложи портрет семьи»:

Логопед: У вас на столах лежат разноцветные геометрические фигуры. Вам необходимо превратить геометрические фигуры в замечательные картинки, на которых будет изображена ваша семья. Затем мы с вами посмотрим ваши портреты и назовём, кто на них изображён будет. (Звучит спокойная музыка, дети выкладывают из геометрических фигур свою семью.) 

3.Заключительная часть

Логопед: Отличные работы у вас получились.  Ребята, вы очень сегодня хорошо работали. Вы самые умные, внимательные и сообразительные. Семья Барбоскиных благодарит вас за активное участие в выполнении увлекательных заданий и прощается с вами. Давайте попрощаемся и мы с ними. (До свидания!)

Логопед: Кто к нам сегодня приходил на занятие в гости? (Семья Барбоскиных)

Логопед: На каких два слова можно поделить слово «Семья»? Что они обозначают?

Логопед: Какое задание вам понравилось выполнять? (Ответы детей)

Логопед: В каком задании испытывали трудности? (Ответы детей)

Логопед: Ребята, вы все большие молодцы, и я вам хочу пожелать ценить свою семью, любить родителей, бабушек и дедушек и всегда им помогать.

Логопед: Сейчас предлагаю вам выбрать геометрическую фигуру, которая будет обозначать ваше настроение после занятия. Если у вас хорошее настроение, выбираете круг, если настроение грустное, выбираете квадрат. Покажите нашим гостям, какую фигуру вы выбрали.

Скажем до свидания нашим гостям. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Семья Петушка"

Конспект занятия составлен для первой младшей группы. На этом занятии у детей расширяется представление о семье, домашних птицах, на занятии используется художественная литература....

Конспект занятия:" Семья"

Конспект занятия...

Конспект занятия "Семья"

Это занятие относится скорее к познавательному развитию, так как здесь идёт знакомство не только со своей семьёй, но общим понятием "семья". О том, что она бывает разная: например, семья детского сада...

Конспект занятия Семья вместе и душа на месте

Конспект занятия  Семья вместе и душа на месте...

Конспект занятия Семья

Цель: познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; показать различные типы семей; познакомить с правом ребенка на семью, гарантированным ему Конвенцией ООН и законом РФ «О...

Конспект занятия «Семь дней - неделя»

Задачи:Образовательные:·                   сформировать представления детей о днях недели путем знакомства с к...