Картотека дидактических игр с песком
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком в логопедической работе Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Цели песочной терапии:
Терапевтические возможности:
В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи:
Все эти задачи решаем с помощью игровых методов. Развитие диафрагмального дыхания. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: - «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой; - «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой; - «Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение; - «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке; - «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца; - «Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой; - «Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное; - «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь; - «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места; - «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»; - «Морская прогулка» - воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды. Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики. - положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев. - погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки. - погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно. - погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны». - погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»). -при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок. Артикуляционные упражнения. -«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». - «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. - «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. - «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. - «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. Автоматизация звуков. - «Сильный мотор» - произносить звук [р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. - «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку. - «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [С], насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [С] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. - «Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками. - «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком [Ш] : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук [Ш]. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой. Развитие фонематического слуха. - «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук. - «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки. - «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками. - «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»). - «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. Формирование слоговой структуры слова. -«Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. -«Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. -«Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги. -«Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове. Словарная работа. -«Сложные слова» - ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив». - «Родные слова» - в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то. -«Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д. Совершенствование грамматического строя речи. -«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории: - предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД; - приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ; - наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. - «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине. - «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое). Звуковой анализ слова и предложения. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности. Обучение грамоте. - «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. - «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово. Связная речь. При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь. - «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. - «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. - «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»). - «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому, что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому, что была сильная буря»). Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний. - «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку. Воздушный шар. Я круглый. Мяч. Я тоже Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу. Шар. На мне нарисован красивый цветок. Мяч. А я украшен разноцветными полосками Шар. Меня надувают воздухом. Мяч. И у меня внутри воздух. - «Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм». Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки. В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками. Результаты использования песочной терапии таковы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)
Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...
картотека дидактических игр с песком для детей с ЗПР 5-7 лет
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживани...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПЕСКОМ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Картотека дидактических игр с песком на световом столе для детей раннего возраста...
Картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр с песком.
В помощь педагогам....
Картотека дидактических игр гончарного мастерства с глиной и песком
Дидактические игрыгончарного мастерствас глиной и песком...
Картотека дидактических игр с песком
Игры с песком...
Картотека дидактических игр и упражнений «Игры на песке»
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживани...