Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников: методы и результаты коррекционно-логопедической работы
статья по логопедии (старшая группа)
АННОТАЦИЯ
Cтатья посвящена изучению словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено содержание понятия «словесно-логическое мышление». Определены особенности и трудности в развитии мышления детей с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, общее недоразвитие речи, недоразвитие речи, коррекционная работа, дошкольный возраст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников: методы и результаты коррекционно-логопедической работы
Куданкина Надежда Андреевна
учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»
РФ, г. Саранск
АННОТАЦИЯ
Cтатья посвящена изучению словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено содержание понятия «словесно-логическое мышление». Определены особенности и трудности в развитии мышления детей с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, общее недоразвитие речи, недоразвитие речи, коррекционная работа, дошкольный возраст.
Все виды мышления непосредственно взаимозависимы друг с другом. По отдельности они сливаются в единое целое и плавно перетекают друг в друга. Однако только гармоничное формирование всех форм мышления способно гарантировать точное и полноценное воспроизведение человеком окружающего мира.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие мышления напрямую зависит от того, насколько развита речь. На основании анализа ряда научных исследований можно констатировать, что логическое мышление необходимо для решения задач, формирования выводов, вероятного оценивания и принятия решений. Мышление характеризуется целенаправленностью, контролируемостью, основательностью.
Изучение проблемы мышления детей позволяет утверждать, что при нормальном развитии ребенка виды мышления формируются последовательно, прогрессируют и вступают во взаимодействие друг с другом. На первом этапе формируется наглядно-действенное мышление, на втором – наглядно-образное и на третьем – словесно-логическое. При нарушениях в развитии ребенка наблюдаются сложности в формировании мышления. Вследствие чего требуется организованная коррекционная работа. Именно длительная коррекционная работа по развитию мышления в корне меняет порядок ориентировки ребенка в окружающей действительности, учит устанавливать основные связи и отношения между предметами, что провоцирует рост его интеллектуальных возможностей [2].
Особую категорию детей с нарушениями в развитии, которые испытывают трудности в формировании словесно-логического мышления являются дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети данной категории в целом обладают необходимыми предпосылками для овладения мыслительными операциями. Однако мыслительные операции, основу которых составляет речь, вызывают существенные затруднения. Низкие показатели сформированности словесно-логического мышления приводят к тому, что дети оказываются не способными к анализу, синтезу, обобщению, сравнению явлений и предметов [4].
Показатели сформированности словесно-логического мышления в дошкольном возрасте во многом определяют возможности ребенка к усвоению школьного материала.
Обратимся к содержанию понятия «словесно-логическое мышление». Согласно научным исследованиям В. А. Янутан, словесно-логическое мышление – это: «форма мыслительной деятельности, которая обеспечивает в старшем дошкольном возрасте переход к теоретическому мышлению» [5]. Данное определение указывает на то, что именно словесно-логическое мышление позволяет ребенку выстраивать логические умозаключения с использованием речи, а также способствует формированию умения аргументировать собственные мысли.
Е. В. Алатарцева утверждает, что словесно-логическое мышление представляет собой: «вид мышления, в основе которого заложено использование детьми старшего дошкольного возраста логических конструкций и понятий» [1]. Так, базой словесно-логического мышления выступают языковые средства, которые формируются на более поздних этапах онтогенетического развития мыслительной деятельности детей.
Анализ выше представленных определений рассматриваемого понятия позволяет прийти к выводу, что словесно-логическое мышление – это один из видов мышления детей дошкольного возраста, позволяющий осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения с посредством речевой деятельности.
С целью проверки выявленных теоретических положений, нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, которое проходило на базе научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В исследовании приняли участие 12 воспитанников старшей подготовительной группы с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи III уровня».
Для диагностики словесно-логического мышления детей с ОНР III уровня были использованы следующие методики:
- методика «Последовательные картинки» (А. Н. Бернштейн);
- методика «Нелепицы» (Р. С. Немов);
- методика «Что здесь лишнее?» (Р. С. Немов);
- методика «Разложи по местам» (Р. С. Немов).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи демонстрируют низкий уровень развития мышления (75% – 9 детей) Остальная часть детей показали средний уровень (25% – 3 ребенка). Участников констатирующего эксперимента, выполнивших предложенные задания на высоком уровне, не было обнаружено.
Полученные результаты констатирующего этапа исследования наглядно представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня подтвердило наличие у детей типологических и индивидуальных особенности в развитии словесно-логического мышления. Предлагаемые задачи у большинства детей не вызывали положительных эмоций. Дети оказались не способны выделить существенный признак обобщения и вербализировать выполненные действия. При сравнении предметов дети предлагали несущественные признаки. Классификация также оказалась затруднительна для детей. Предлагаемые картинки раскладывались случайным образом. Так, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня диагностировано отставание в формировании мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Особенности мышления детей препятствуют их дальнейшему познавательному развитию, что указывает на необходимость организации формирующего этапа эксперимента по формированию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Рисунок 1. Результаты исследования словесно-логического мышления у старших дошкольников с ОНР III уровня
При проведении формирующего эксперимента была разработана система игр и упражнений, направленных на развитие мышления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. С их использованием на логопедических занятиях была проведена экспериментальная работа по развитию мышления детей, включающая два этапа:
1) развитие наглядно-образного мышления (игры и упражнения: «Картинки-половинки», «Верный друг», «Весна», «Чего не хватает?»);
2) развитие словесно-логического мышления (игры и упражнения: «О чем идет речь», «Найди пару», «Без чего не бывает?»).
В процессе работы были использованы различные дидактические материалы такие как: разрезные картинки, изображения различных предметов, игрушечные фигурки зверей и так далее. Данные игры и упражнения проводились на основном этапе занятия.
После реализации формирующего этапа эксперимента нами была организована повторная диагностика уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (контрольный этап эксперимента).
Результаты повторного исследования уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показали положительную динамику.
Высокий уровень развития словесно-логического мышления обнаружен у 5 детей, что составляет 41,67% от всей группы. Ранее детей с высоким уровнем развития мышления не было выявлено. Увеличилось количество детей, желающих правильно выполнить задание, найти существенные признаки и проанализировать предлагаемые предметы. Дети с высоким уровнем развития мышления не допустили ошибок при выполнении предлагаемых заданий.
Средний уровень развития мышления выявлен у 7 детей (58,33%). Несмотря на то, что эти дети до сих пор испытывают сложности в решении словесно-логических задач, они сумели добиться положительных результатов: начали проявлять интерес к выполнению заданий, верно выделять сравниваемые признаки и признаки обобщения, размышлять и рассуждать об известных явлениях и предметах. Фонд действенных знаний детей в целом увеличился, стал более системным. Дети начали вербализировать правильно выполненные практические действия и объяснять свой выбор.
Низкий уровень развития мышления на контрольном этапе эксперимента не был обнаружен. Полученные результаты наглядно представлены в виде диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем и контрольном этапах
Таким образом, повторное исследование уровня развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показало положительную динамику. Полученные результаты исследования подтверждают эффективность использованных способов работы на формирующем этапе эксперимента. Предлагаемые игры и упражнения при их систематическом и целенаправленном использовании будут способствовать повышению уровня развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эффективность использованных методов развития обусловлена тем, что предлагаемые игры и упражнения ставят перед детьми конкретную задачу по рациональному использованию имеющихся у них знаний в мыслительных операциях: осуществлять сравнение, группировку, классификацию, обобщать, находить существенные признаки, формулировать выводы.
Список использованных источников
- Алатарцева Е. В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР // Проблемы и перспективы. № 112. 2016. С. 45-49.
- Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 1 (21). С. 16-25.
- Гора В. А. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников // Студенческий вестник. 2020. № 42-1 (140). С. 50-52.
- Орлова Т. В. Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 428-430.
- Янутан А. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки и образования. № 1. 2016. С. 47-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...
Проект "Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр" (Опыт работы).
Полезна для воспитателей старших групп....
Составление загадок по произведениям изобразительного искусства, как средство развития качеств творческого мышления старших дошкольников
Существует три основных модели составления загадок...
«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »
Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников
Применение различных игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, в работе со старшими дошкольниками....
Игры для развития речи и мышления старших дошкольников.
quot; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В.А.СухомлинскийМатериал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....