Картотека игр для формирования трех характеристик голоса
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материалы для формирования высоты, силы и тембра голоса у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СИЛА ГОЛОСА
1. Игра «Назови звук»
Оборудование: не требуется
Ход игры: Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить
руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с
другими гласными.
2. Игра «Жук»
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» тихим голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести громким голосом, ведь наш жук полетел. Можно разрешить детям немного покружиться.
3. Игра «Эхо»
Оборудование: не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
4. Игра «Пароход»
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
5. Игра «Мы хлопаем руками»
Оборудование: бубен, барабан
Ход игры: Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие
удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары
потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости,
тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».
ВЫСОТА ГОЛОСА
1. Игра «Ножки»
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Дети сидят и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча
пальчиками по коленкам:
Бегут по дорожке
Нашей Маши ножки.
Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и
быстро и легко постукивать пальцами по столу).
А вот папины ноги
Идут по дороге.
Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу)
2. Игра «На ферме»
Оборудование: игрушки животных
Ход игры: Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
3.Игра «Колокольчик»
Оборудование: не требуется.
Ход игры: дети произносят слова за педагогом, изменяя высоту голоса в соответствии с текстом.
В лесу, на опушке, живет колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснется, в лесу раздается
Его недовольное грубое ЛА-ЛА
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА
Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,
Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА
4. Игра «Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса».
Оборудование: не требуется
Ход игры:
«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным
постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги –
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
5. Игра «Гном и Великан»
Оборудование: предметные картинки
Ход игры: перед ребенком лежат картинки Гнома и Великана. Педагог говорит, что у Гномика всё маленькое, и носик, и ручки, и глазки, и голосок у него высокий. А у Великана всё большое, и носище, и ручища, и глазища, и голос у него низкий. Затем педагог показывает предметы или картинки, ребенок называет предметы голосом Гномика или Великана.
ТЕМБР ГОЛОСА
1. Игра «Повтори за мной»
Оборудование: не требуется.
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
2.Игра «К кому пришел?»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу : «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.
3. Игра «Позови свою маму»
Оборудование: не требуется
Ход игры: Педагог читает стихи, постоянно изменяя названия диких животных: мышонок, медвежонок, волчонок, зайчонок. Дети проговаривают 2 последние строки, изменяя и имитируя тембровую окраску голоса животных:
Сел мышонок на полянку
Заблудился спрозаранку
«ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ
мама, мама , выручай!»
4. Игра «Скажи по-разному»
Оборудование: не требуется.
Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.
А – плачет малыш
А – показывают горло врачу
А – мама качает малыша
А – девочка укололась иголкой
О – удивляется мамаХочу такой сайт
О – стонет бабушка
О – поёт певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
У – плачет мальчик
Усложнение – небольшое слово:
МЯУ – голодный кот просит есть
МЯУ – кот просится домой
МЯУ – маленький котенок
МЯУ – старый кот
МЯУ – мама кошка ищет котят
Аналогично: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ
5. Игра "Угадай-ка"
Оборудование: не требуется
Ход игры: Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
У меня живет котенок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие дыхания и голоса
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, просодики...
картотека развивающие речевое дыхание и моделирование голоса
Игры помогающие модулировать силу, тембр и темп голоса. Упражнение№1 «Громко – тихо»Малыши разговаривают, шепотом, потому что куклаКатя спит. Детям тяжело разговаривать шепотом,по этому в н...
Картотека свойств характера и их характеристика
В картотеке представлены некоторые свойства характера человека и описаны их характеристики (Используется в составлении сказок морально-этического типа)...
Картотека дидактических игр на развитие силы голоса
Картотека дидактических игр на развитие силы голоса...
Картотека игр на звукоподражание и силу голоса
Картотека игр...
Картотека игр на звукоподражание и силу голоса для детей раннего возраста
Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание....