Играем и учимся
консультация по логопедии

Игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_maketov.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.

        В настоящее время в детских садах оказываются дети, у которых речевое развитие отстаёт от нормы. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

         Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование игровых макетов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует усвоению лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку стать не пассивным наблюдателем, а активным участником.

         В своей работе с детьми ОНР я использую макет «Сельский дворик». Макет используется в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Пособие разделено на две зоны «Ферма» и «Огород».

        Зона «Ферма»:

  1. Закрепляем и уточняем знания детей о домашних птицах, животных и их детенышах.
  2. Знакомим с внешними признаками животных, птиц, чем питаются, где живут, какую пользу приносят.
  3. Активизируем и расширяем словарь по теме «Домашние животные и птицы».
  4. Закрепляем употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа, употребление предлогов в, на, за.
  5. Развиваем зрительное, речеслуховое, тактильное восприятие.
  6. Прививаем любовь к домашним животным и птицам.

        Игра «Один - много».

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а вы много таких же предметов» (корова- коровы, овца-, коза, петух и т.п.).

        Игра «Я знаю 5 названий».

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Инструкция: «Я знаю 5 названий домашних животных (домашних птиц)». Предполагаемый ответ: «Я знаю 5 названий домашних животных: коза, овца, поросенок, корова, кролик».

        Игра «Скажи наоборот».

        Цель: формировать навык подбора слов-антонимов.

Инструкция: «Я назову вам слово, а вы скажите наоборот».

Зона «Огород»: 

  1. Закрепляем и уточняем названия овощей, где они растут.
  2. Знакомим с внешними особенностями, где растут, какую пользу приносят, в каком виде употребляются в пищу.
  3. Активизируем и расширяем словарь по теме: «Овощи».
  4. Совершенствуем навыки согласования прилагательных в роде, числе, падеже.
  5. Обогащаем активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с овощами.
  6. Развиваем мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание.
  7. Воспитываем интерес к растительному миру.

        Игра «Большой — маленький»

        Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

        Инструкция: «Я назову вам большой овощ, а вы маленький (огурец — огурчик, помидор — помидорчик...).

        Игра «Назови как можно больше признаков»

        Цель: согласование существительных с прилагательными.

        Инструкция: «Я назову овощ, а вы ответите на вопрос какая (какой)».

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая.

Помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый.

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный.

        Игра «Узнай, о чем я говорю»

        Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

        Инструкция: «посмотрите на овощи и угадайте о каком из них идет речь».  Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец.

        Игра «Заготовки на зиму»

        Цель: пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

        Инструкция: «Я назову овощ, а вы салат (сок, суп) из этого овоща.

 Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т.п

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т.п.

        Игра «Назови ласково»

        Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

        Инструкция: «Я назову большой овощ, а ты назовешь ласково маленький такой же овощ».

Репа - репка, лук-лучок.

        Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: использование в работе с детьми игровых макетов способствует развитию связной речи, развивается словарь и выразительность речи; мелкая моторика рук; появляется возможность заметить особенности окружающего мира; повышается наблюдательность; работа с макетом дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Список литературы:

  1. Карьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида-СПб: КАРО,2007
  2. «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А. Петровского, М.1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"

Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...

4 года: во что играть? чему учить?

Если вашему малышу уже исполнилось 4 года,  прочитайте эту статью и что-то интересное обязательно для себя откроете....

Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов"

Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов" предназначен для проведения в подготовительной группе детского сада во вторую половину дня. Данный сценарий разработан по технологии ежедневной работы ...

Игра,которая учит быть счастливым

Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности детей. А народные, национальные игры являются отличным способом повышения их умственной и двигательной активности, способствуют повышению общ...

"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллекти...

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ:" ИГРАЙ И УЧИСЬ.ЧЕМУ НАУЧАТ ИГРЫ?"

Консультация для родителей "Играй и учись.Чему научат игры?"...

Родительское собрание "Играем вместе, учимся играя"

Цели: - познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному миру их ребёнка;-дать родителям некоторые об...