Играем и учимся
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.
В настоящее время в детских садах оказываются дети, у которых речевое развитие отстаёт от нормы. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент групп для детей с нарушениями речи. Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Использование игровых макетов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует усвоению лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку стать не пассивным наблюдателем, а активным участником.
В своей работе с детьми ОНР я использую макет «Сельский дворик». Макет используется в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Пособие разделено на две зоны «Ферма» и «Огород».
Зона «Ферма»:
- Закрепляем и уточняем знания детей о домашних птицах, животных и их детенышах.
- Знакомим с внешними признаками животных, птиц, чем питаются, где живут, какую пользу приносят.
- Активизируем и расширяем словарь по теме «Домашние животные и птицы».
- Закрепляем употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа, употребление предлогов в, на, за.
- Развиваем зрительное, речеслуховое, тактильное восприятие.
- Прививаем любовь к домашним животным и птицам.
Игра «Один - много».
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.
Инструкция: «Я буду называть один предмет, а вы много таких же предметов» (корова- коровы, овца-, коза, петух и т.п.).
Игра «Я знаю 5 названий».
Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция: «Я знаю 5 названий домашних животных (домашних птиц)». Предполагаемый ответ: «Я знаю 5 названий домашних животных: коза, овца, поросенок, корова, кролик».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать навык подбора слов-антонимов.
Инструкция: «Я назову вам слово, а вы скажите наоборот».
Зона «Огород»:
- Закрепляем и уточняем названия овощей, где они растут.
- Знакомим с внешними особенностями, где растут, какую пользу приносят, в каком виде употребляются в пищу.
- Активизируем и расширяем словарь по теме: «Овощи».
- Совершенствуем навыки согласования прилагательных в роде, числе, падеже.
- Обогащаем активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с овощами.
- Развиваем мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание.
- Воспитываем интерес к растительному миру.
Игра «Большой — маленький»
Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: «Я назову вам большой овощ, а вы маленький (огурец — огурчик, помидор — помидорчик...).
Игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными.
Инструкция: «Я назову овощ, а вы ответите на вопрос какая (какой)».
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая.
Помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый.
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный.
Игра «Узнай, о чем я говорю»
Цель: обогащать словарь детей прилагательными.
Инструкция: «посмотрите на овощи и угадайте о каком из них идет речь». Далее дети сами загадывают загадки.
Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец.
Игра «Заготовки на зиму»
Цель: пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Инструкция: «Я назову овощ, а вы салат (сок, суп) из этого овоща.
Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т.п
Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.
Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т.п.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: «Я назову большой овощ, а ты назовешь ласково маленький такой же овощ».
Репа - репка, лук-лучок.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: использование в работе с детьми игровых макетов способствует развитию связной речи, развивается словарь и выразительность речи; мелкая моторика рук; появляется возможность заметить особенности окружающего мира; повышается наблюдательность; работа с макетом дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Список литературы:
- Карьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида-СПб: КАРО,2007
- «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А. Петровского, М.1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"
Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...
4 года: во что играть? чему учить?
Если вашему малышу уже исполнилось 4 года, прочитайте эту статью и что-то интересное обязательно для себя откроете....
Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов"
Сценарий творческой игры "Мы учимся на артистов" предназначен для проведения в подготовительной группе детского сада во вторую половину дня. Данный сценарий разработан по технологии ежедневной работы ...
Игра,которая учит быть счастливым
Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности детей. А народные, национальные игры являются отличным способом повышения их умственной и двигательной активности, способствуют повышению общ...
"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)
Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллекти...
ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ:" ИГРАЙ И УЧИСЬ.ЧЕМУ НАУЧАТ ИГРЫ?"
Консультация для родителей "Играй и учись.Чему научат игры?"...
Родительское собрание "Играем вместе, учимся играя"
Цели: - познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному миру их ребёнка;-дать родителям некоторые об...