Буклет для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста."
консультация
В материале представленны игры для формирования грамматического строя дошкольника в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 442.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Материал подготовила
учитель-логопед
Л. А. Филимоненко
МДОУ «Детский сад № 20»
Ярославль
Грамматический строй- это один
из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний день, ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя.
Д/и «Мой, моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Д/и «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Д/и «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Например: взрослый говорит: "Стакан из стекла" Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан)
Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная и т.д.
Д/и «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.
Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Д/и «Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко …
Чашка синяя, а чашечка …
Д/и «Исправь ошибки»
Цель: работа над пониманием распространенных предложений.
Ход: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.
Чашка разбила Лену.
Мяч играет с Сашей. И тд.
Д/и «Что для чего?»
Цель: образование новых слов.
Детям предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице).
Д/и "Закончи предложение"
Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».
Ход: Я надела теплую шубу, чтобы (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).
Мы зажгли свет, чтобы (было светло, писать буквы, читать книгу).
Мы полили цветы, чтобы (они не завяли, они быстро росли,
они были свежими).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...