Логопедический, исследовательский проект "Речевой калейдоскоп"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект «Речевой калейдоскоп» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет, как с нарушением речи, так и с нормой речи.
Проект содержит опытно исследовательскую деятельность, презентацию с познавательной информацией об органах речи и артикуляционную гимнастику, игровые задания, информацию, которой могут пользоваться на специальных коррекционных занятиях логопеды, а также воспитатели в свободное время. А так же консультацию (с презентацией) для родителей о артикуляционной гимнастике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_dokument_microsoft_office_word.docx | 756.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический,
исследовательский проект
«РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Проект разработала учитель-логопед
ДОУ «Детский сад «Сказка» Кукарская Е. П.
2024 г.
Долгосрочный проект «Речевой калейдоскоп» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет, как с нарушением речи, так и с нормой речи.
Проект содержит опытно исследовательскую деятельность, презентацию с познавательной информацией об органах речи и артикуляционную гимнастику, игровые задания, информацию, которой могут пользоваться на специальных коррекционных занятиях логопеды, а также воспитатели в свободное время. А так же консультацию (с презентацией) для родителей о артикуляционной гимнастике.
Срок реализации проекта: 3 месяца
Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители.
Актуальность:
Дошкольники-прирождённые исследователи. Подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – активно развивать и поощрять поисковую деятельность, желание воспитанников узнавать больше, обогащать их яркими образами окружающего мира.
Выделяют два основных вида опытно-исследовательской деятельности у дошкольников:
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает, как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности,
свои интересы, свою волю.
Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет, что тяжелее.
Второй вид опытно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.
Опытно-исследовательская деятельность детей на логопедических занятиях. Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы. Но по его поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально ребенок пассивен: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было, и получит за счет собственных поисков, наблюдений
и исследований.
Повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Анализ работы логопеда под этим углом зрения показал,
что специфические логопедические занятия дают большой простор для осуществления исследовательской деятельности
детей. Всегда можно отыскать что-то увлекательное и интересное, что могло бы явиться предметом собственной поисковой деятельности и в то же время работало на коррекцию речевых нарушений. Нужно только подать его детям так, чтобы побудить их самих к находкам и
открытиям.
Цель проекта:
Исследование и апробирование детьми основных форм и приёмов в процессе коррекционной работы с логопедом.
Задачи проекта:
-научить детей исследовать свои органы артикуляции, речевого дыхания,
-проводить экспериментальную деятельность со звуками речи,
- добиваться, чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков,
-приучать к самостоятельности и самоконтролю,
- развивать умение трансформировать буквы, слова и предложения.
Педагогический прогноз:
- повысится интерес к изучению и наблюдению за органами речи,
-возникнет творческий интерес к исследованию звуков речи,
-улучшится звукопроизношение, речевое дыхание, - у детей повысится речемыслительная деятельность,
-будут развиваться психические процессы: память, внимание, мышление,
-будет развиваться самоконтроль и желание исправить дефекты речи
- пополнится активный словарь.
Перспективный план реализации проекта
Первое направление детской исследовательской д е я т е л ь н о с т и –э т о и с с л е д о в а н и е с о б с т в е н н о г о артикуляционного аппарата. Оно происходит на индивидуальных и групповых занятиях, причем может быть полезным не только для логопатов, но и для детей с нормально развитой речью. Дети, сидя перед зеркалом, внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, верхние и нижние зубы, твердое и мягкое небо.
Работа проводится в 3 этапа.
1. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.
2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как функционируют все эти структуры, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык, какова роль всех органов при произнесении тех или иных звуков.
3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его то к нижним зубам, то к верхним.
Это не означает самоустранения педагога от образовательной деятельности. Напротив, его роль усложняется. Только теперь она представляет собой не жесткую регламентацию деятельности всех детей, а мягкое, почти незаметное участие в эксперименте. Хорошо, если дети будут смеяться, общаться друг с другом, пытаясь произносить звуки в ситуации, когда этого сделать невозможно. Тогда можно считать, что обучение идет в виде игры. Хорошо, если один ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Не следует думать, что все должны увидеть одно и то же. Пусть каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков.
Главное же преимущество занятий такого типа заключается в том, ч т о у р е б е н к а ф о р м и р у е т с я самостоятельность: он сам что-то делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам делает логические умозаключения, сам приходит к определенным выводам.
Второе направление - это исследование звуков как таковых.
Развитию звукопроизношения способствуют попытки детей воспроизвести своим голосовым аппаратом естественные звуки. Для этого педагог приносит набор предметов, которые производят звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это могут быть листы бумаги, издающие шелест, шуршание, треск, колокольчики, свистульки, стеклянные и пластиковые баночки, дудки, барабанчики, дощечки из дерева и фанеры и пр. Восприятие и анализ этих звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их копировать и воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков, звуков Р, Т и др.
Чтобы не утомлять детей однотипными заданиями и постоянно поддерживать обстановку исследования, форма предъявления звуков варьирует:
а) по количеству участвующих детей:
- работа ведется с одним ребенком.
- работа ведется с несколькими детьми одновременно;
б) по «ведущему» - тому, кто извлекает звуки:
- сам педагог,
- сам ребенок,
- другой ребенок;
в) по условиям проведения исследования:
- ребенок видит предмет, издающий звук,
ребенок не видит предмета (предмет спрятан за ширмой, под столом);
г) по форме организации игры:
- на занятии,
- во время режимных моментов,
- в свободной деятельности.
Выбор используемых предметов и условий предъявления звуков зависит от специфики речевых нарушений ребенка, степени выраженности этих нарушений, уровня познавательной активности и зачастую определяется просто необходимостью сменить приемы работы, дать детям поиграть.
В подобные игры с удовольствием играют и дети, имеющие нормально развитую речь. У них совершенствуются процессы звуковосприятия, анализа звуков и звукопроизношения и тоже развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя:
«А смогу ли я воспроизвести этот звук?».
Параллельно исследования такого типа можно использовать для закрепления употребления предлогов и улучшения ориентировки в пространстве (ребенок указывает, где находится звучащий предмет: под столом, над столом, вверху, слева, справа и т. д.).
Если у ребенка отмечается нарушение звуковосприятия, можно давать задания иного типа. Перед ребенком лежит несколько
предметов. Педагог просит ребенка отвернуться, извлекает какой-либо звук и затем предлагает определить, какой предмет он использовал. Для детей со значительными нарушениями каждый предмет берется в одном варианте (один лист бумаги, один колокольчик, одна баночка). По мере совершенствования звуковосприятия каждый предмет может быть представлен в нескольких вариантах. Например, перед ребенком кладут 3 листа бумаги разного сорта; нужно определить, какой из них издал данный звук? В какой из трех колокольчиков позвонил педагог? По какой из трех баночек он постучал? Проводя собственные исследования - проверяя звуки, издаваемые каждым предметом, - ребенок сам устанавливает истину.
Неизменный интерес вызывают у ребят эксперименты со звучащими
баночками. Для этого педагог приносит несколько баночек, которые при
легком ударе по стенке издают разные звуки.
В этих играх дети, слегка ударяя по стенке палочкой (т. е. путем собственного исследования), находят баночки, звучащие одина-
ково, звучащие громче, тише, выше, ниже. Ребята всегда с интересом играют в эту игру, ранжируют баночки по высоте тона или по силе звучания. Это напоминает им оркестр.
Любят они игру «Найди ту баночку, по которой ударила я». Если в ходе исследований дети забывают звук, педагог воспроизводит его снова, предварительно попросив ребенка отвернуться. В игре дети могут играть по парам, один из них является испытуемым, второй – исследователем.
С огромным удовольствием ребята изучают, как меняется характер звука, если они сами наливают в банку разное количество воды.
Если говорить о познавательном развитии детей, то все вышеназванные исследования способствуют в дальнейшем более точному восприятию фонематических различий. Если же говорить об общем развитии ребенка, то у него формируется понимание
своих возможностей: «Если я чего-то не знаю, то могу узнать это путем собственных исследований».
Третье направление - исследование речевого дыхания.
Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкую ватку или тяжелый кубик. Пытаются дуть в трубочку для того, чтобы шарик поднялся вверх и не упал. Дуют на ладонь разными способами, получая то холодную, то теплую струю воздуха. Это все серьезные физические экспери-менты.
На коллективных занятиях ребята любят играть в «Футбол». В этой игре нужно забить гол в ворота противника с помощью воздушной струи. Дуть можно либо просто ртом, либо через трубочку. Каждый способ имеет свои преимущества.
Игры такого типа позволяют решать три задачи:
- изучить физические свойства предметов,
- изучить собственную способность регулировать силу воздушной струи,
- тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарата.
Четвертое направление - трансформация букв и слов, предложений.
Большие возможности для развития опытно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление может быть реализовано в нескольких вариантах.
Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Логопед просит детей выложить с их помощью заданные буквы.
Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.
Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследова-тельской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой.
Большой интерес вызывает задание по трансформации букв: как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т.д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов).
П о з н а в а т е л ь н о - и с с л е д о в а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений
(например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:
Кто стучится в дверь моя? Видишь, дома нет никто? Приходи ко мне вчера. Будем съели пирожки.
После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.
Богатейшие возможности для развития исследовательской деятельнос-ти представляют кроссворды. Они объединяют три важных познавательных области: обучение грамоте, формирование математических представлений и ту специфическую
область, к которой относится тема кроссворда (художественно-эстетическую, литературу, формирование естественнонаучных представлений и др.).
На занятиях этого типа главной целью является не разгадывание кроссворда как такового, а обучение детей анализу звукового и буквенного состава слова (обучение грамоте) и счету (математика), а также актуализация познавательного содержания темы кроссворда. Поэтому не надо стремиться к быстрому получению конечного результата. Пусть дети без спешки осваивают эти
умственные операции в игровой форме.
При таком подходе у детей тренируется фонематический слух, совершенствуется способность к звуковому анализу слова, развиваются память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.
Кроме того, решение кроссвордов способствует развитию таких навыков исследовательской деятельности, как способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями. Аналогичные функции выполняет и разгадывание ребусов.
Самым сложным типом речи является рассуждение, потому, что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:
«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице холодно, потому что он заболел и т.п.
-«Вопрос-провокация»: – Почему зимой идет снег, а не дождь?
Чем бабочки отличаются от птицы?
Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого
опыта) учится рассуждать, обобщать общее мнение.
Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани - листочек бархатистый, а у цикламена – гладкий», «кожа - гладкая, а мех – пушистый» и т.д.
В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловата, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.
В описании картины помогает ТРИЗ. После того, как ребенок увидел картину и ее надо описать,
1 он получает проблемный вопрос, (Если в сильный мороз шубу положить на снег, снег растает? Тут без исследования никак не обойтись.
2он в ситуации соучастия (увидел, услышал, почувствовал, потрогал),
3соучастие к какому-либо персонажу: лужице, веточке и тд.
Рассказывание. Толстой Л.Н. «Умная галка» После прочтения рассказа, дети опускают в стеклянную емкость камешки, стекляшки и маркером отмечают уровень воды в кувшине. После пересказываем текст.
Приложение к проекту:
-презентация «Артикуляционная гимнастика» для детей и для родителей,
-консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Значение развития речи детей. О речевых нарушениях»,
-проект «Звуки вокруг нас»,
-дидактическое пособие «Шумовые баночки»,
-набор для конструирования и трансформации букв,
-кроссворды, ребусы,
-рассказ Толстого Л.Н. «Умная галка».
Итоги реализации проекта:
У детей:
– наблюдается положительная динамика речевого развития,
–вырабатывается устойчивая мотивация к речевой самореализации,
- повысился интерес к познанию органов речи, дыхания, процессу звукопроизнесения,
- развивался процесс исследовательской деятельности,
- пополнился активный словарь детей новыми словами,
- улучшилась связная речь,
- повысилась речемыслительная деятельность,
- развивались фантазия и память.
Для родителей:
– положительная оценка деятельности ДОУ;
– готовность и желание помогать в коррекционном процессе;
– активизация педагогического потенциала родителей,
– приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
Одним из условий успешной реализации цели проекта является использование компьютерных технологий.
Сообщение для родителей средней группы на родительском собрании на тему
«Значение развития речи детей. О речевых нарушениях»
Учитель-логопед Кукарская Е.П.
С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования к людям, к нам взрослым, так и к детям: растет объем знаний, создаются новые программы для д/с и школ.
Для того, чтобы помочь детям справиться со всем этим, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через речь совершается развитие отвлеченного мышления.
С помощью слова мы выражаем свои мысли, познаем окружающий мир, обучаемся. И все это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание, что говорят окружающие, бедный словарный запас, суженные понятия и др.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, исключает его из игр, занятий.
Заниматься развитием речи детей особенно серьезно и настойчиво надо в первые 3 года жизни.
Сейчас известно и доказано, что все функции цнс лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования.
Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка. К этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Если же в первые 3 года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Норма речи детей 5 лет
К 5-ти годам в идеале у детей должно быть правильное произношение всех звуков речи. Но может быть нарушение произношения звуков «Р», «Л».
В 5 лет ребенок должен уметь определять первый и последний звуки в слове, слышать присутствие каких-либо звуков, определять их место в слове: звук в начале, в середине, или в конце слова.
Словарный запас детей составляет примерно 1200-1500 слов (у взрослого около 5000 слов). В речи должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, местоимения, числительные.
Ребенок должен знать обобщающие понятия (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, мебель, посуда, транспорт, деревья, насекомые и другие). Ребенок должен уметь верно согласовывать слова в предложениях, строить правильно фразы, чтобы не было аграмматизмов типа «зеленая дерево», «много дуб», «стулы», «ухи». Ребенок 5 –ти лет должен уметь пересказывать знакомую ему сказку, небольшой рассказ, прочитанный ему 1 раз, составлять рассказ по сюжетной картинке, правильно разложить серию сюжетных картинок и составить по ним короткий рассказ, не нарушая причинно-следственных связей, при этом желательно, чтобы он использовал распространенные предложения и рассказывал не в форме перечисления действий, а в форме повествования с выраженным сюжетом.
Очень важно формировать у детей фонематический слух (умение слышать и различать звуки речи)
Потому, что главный процесс, которым овладевают дети в первом классе школы – письмо, напрямую связан только с развитостью фонематических процессов. Учащиеся путают звуки и соответственно буквы при чтении и письме. Возникают нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Ваши дети должны по крайней мере различать на слух все звуки русского языка и их не путать! Это о нормах речевого развития.
О чтении.
Учить читать можно, как сейчас говорят педагоги-исследователи, с любого возраста и для этого существует несколько методик. Но, прежде чем обучать чтению, надо сформировать благоприятные предпосылки для этого. Это и умение различать звуки речи, определять место звуков в слове, правильно их произносить, умение ориентироваться на листе бумаги, иметь в достаточной степени развитое зрительное внимание и память. Вот как раз эти умения будут получать ваши дети в старшей группе на занятиях по обучению грамоте и на других занятиях.
Еще 10-15 лет назад я бы сказала, что у большинства детей звукопроизношение к 5 годам достигает языковой нормы. Но сейчас, это не так. Все больше детей с отставанием в речевом развитии. К сожалению, в последнее время все меньше детей с нормальным речевым развитием и все чаще появляются диагнозы: ОНР, соц.пед.запущенность, ЗРР, дислалия. Остановимся немного на некоторых нарушениях речи.
Дислалия-нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и речевом аппарате. Если у ребенка хороший слух, достаточный словарный запас, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеются дефекты произношения звуков – это дислалия.
В зависимости от количества нарушенных звуков дислалия бывает простая и сложная. Сложная дислалия, когда нарушено 5 и более звуков. Возрастная дислалия до 4-х лет.
ОНР – общее недоразвитие речи - это сложное речевое нарушение. При ОНР присутствуют: нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова (дети переставляют слоги, пропускают, недосказывают их), аграмматизмы, т.е. несогласованность слов в предложениях в роде, числе, падеже, отмечается нарушение фонематического слуха, нарушение связной речи - дети не могут составить короткий рассказ, пересказать услышанное.
Дети с ОНР должны заниматься в специальной речевой группе от года до 3-х лет. Положительные прогнозы лишь при регулярных ежедневных занятиях с логопедом, воспитателями, родителями, психологом. В городах с такими детьми еще занимается дефектолог.
Как правило, такие дети еще и в школе имеют трудности в овладении чтением и письмом.
У нас в д/с логопед не имеет возможности заниматься ежедневно с такими детьми. Занятие 2-3 раза в неделю. Поэтому важно, чтобы вы дома занимались с детьми по грамоте и развитию речи.
Рекомендации всем.
Занимайтесь с ребенком по развитию речи каждый день по20-25 минут.
Учите составлять предложения по картинке или с заданным словом. Как правило, дети составляют простые 2-х -3-х словные предложения. Задавайте детям наводящие вопросы, заставляйте думать, подбирайте красивые слова (прилагательные). «А как еще можно сказать красивее, правильнее и т. д.»
Пусть ребенок перескажет прочитанный вами рассказ, сказку.
Заучивайте стихи, скороговорки, считалки и т. д. То есть развивайте речевую память.
Чтобы ребенок определил звук в слове, вы можете его выделить голосом (произнести его чуть длиннее, чуть громче).
Никогда не называйте букв (алфавитное звучание), только звуки. Вы говорите «сейчас мы будем писать букву «Л», «Ш» и т.д.
Развивайте у детей мелкую моторику (рисование, лепка, конструирование, и т. д.)
Прислушивайтесь к советам воспитателей. Приходите ко мне на консультации. Кто как не вы должны быть в большей мере заинтересованы в коррекции нарушений у ваших детей.
Логопедический проект
«Звуки вокруг нас»
(развитие фонематических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Разработала учитель-логопед Кукарская Е.П.
г. Горняк 2016 г.
Проект «Звуки вокруг нас» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет с нормой и нарушением фонематического восприятия и слуха.
Проект содержит специальные упражнения, игры, игровые задания, которые могут использоваться на специальных коррекционных занятиях логопедов, занятиях по развитию речи воспитателей, а также в свободное время.
Срок реализации проекта: 2 месяца
Участники проекта: учитель-логопед, дети.
Актуальность
По результатам моего логопедического обследования у 80% детей с речевыми нарушениями страдает фонематическое восприятие и фонематический слух. Дети 5-7 лет затрудняются в дифференциации близких по звучанию звуков, не умеют определить место, количество и последовательность звуков в слове. Все это мешает при постановке звуков, при работе над звуковым анализом.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды, шум улицы и т. д. Вслушиваясь в звуки, ребенок начинает различать их. Постепенно он начинает различать речевые звуки, и они наиболее значимы для ребенка. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Частота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, фонематического восприятия, дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Очень важен для формирования правильного звукопроизношения фонематический слух и фонематическое восприятие. Поэтому важно начинать работу по развитию фонематического слуха у дошкольников как можно раньше- в младшем возрасте.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Работа по развитию фонематических процессов ведется постепенно.
В начале развиваем у детей слуховое внимание, остроту физического слуха, речевой слух (темп и ритм речи), умения определять силу и высоту голоса, тембр. Затем работаем над фонематическим восприятием и слухом. Начинаем с неречевого различения.
Неречевое звукоразличение
Неречевой слух – это восприятие звуков природы (журчания воды, шороха листвы пение птиц, завывание ветра и т. д.), бытовых шумов (скрип дверей, тиканье часов, свист чайника, шаги, струя воды из крана), звуков музыки, звуков улицы и транспорта, голосов животных, людей (кашель, смех, аплодисменты). При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.
Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
В работе над развитием фонематике используются специальные игры, игровые упражнения, игровые задания на занятиях по развитию речи, а также в свободное время.
Цель проекта:
Развивать у детей слуховое внимание и слуховую память, фонематическое восприятие и фонематический слух.
Задачи:
#1058;ренировать слуховую память, слуховое внимание.
#1060;ормировать умение различать неречевые звуки.
#1048;спользовать компьютерные технологии в работе над развитием фонематических процессов.
#1056;азвивать у детей речемыслительную деятельность, расширять словарный запас.
#1042;оспитывать интерес у детей к играм на различение окружающих звуков.
#1055;ривлекать педагогов к совместной работе по развитию фонематике у детей.
Педагогический прогноз:
- Будут подобраны презентации, игры и упражнения из интернет источников.
-Повысится восприимчивость детей к различению звуков.
- Будут развиваться слуховая память и внимание.
- У детей повысится речемыслительная деятельность.
- В педагогический процесс вовлекутся воспитатели (расширение знаний педагогов по логопедическому сопровождению детей).
Принципы проекта:
- индивидуализация (изучение логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, причин нарушения фонематического слуха);
- системность (поэтапная работа);
- комплексность (вовлечение в коррекционную работу педагогов):
- доступность (материал представлен в форме игр и игровых упражнений и подобран по возрасту);
- здоровье сбережение (развитие у детей остроты физиологического слуха, слухового внимания и памяти).
Формы работы по проекту:
- Работа с детьми:
- проведение бесед и занятий с использованием мультимедийных презентаций,
- проведение игр и игровых упражнений на логопедических занятиях,
- Работа с педагогами (воспитатели)
- привлечение к работе воспитателей,
- использование в работе над проектом ИКТ
Структура и содержание проекта
В проекте представлены:
- Перспективный план мероприятий
- Приложение:
- комплекс игр и упражнений на формирование и развитие фонематического слуха по этапам;
Одним из условий успешной реализации цели проекта является использование компьютерных технологий и игровых заданий, упражнений.
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный (1-я неделя сентября)
Задачи:
-выявить уровень развития у детей фонематического слуха и восприятия
-заинтересовать детей и педагогов в активном участии реализации проекта.
Реализация первого этапа проекта
Сентябрь (1 неделя)
№ | Мероприятия | Задачи |
Совместная деятельность с детьми | ||
1. |
Хлопни, когда услышишь звук с: с, т, з, ш, с, ж, с, ш, т, с. Хлопни, когда услышишь слог шо: шо, шу, со, сы, ша, жо, шо, со.
Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка. Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос. | - Выявить имеющиеся нарушения фонематического слуха и восприятия - Обратить внимания детей на схожесть звуков по звучанию (глухие и звонкие) и различие по способу образования(щелевые, смычно-взрывные, смычно-щелевые, смычно-проходные, дрожащие) - Вызвать интерес у детей к звукам (показать как важен для человека физический слух, умение различать звуки) |
Совместная деятельность с педагогами ДОУ | ||
2. |
| - Ознакомить педагогов с результатами обследования детей - Указать проблемные стороны речи детей, напомнить о необходимости работы над фонематики на занятиях и в свободное время |
2 этап - основной (6-7 недель)
Задачи:
- Реализовать в коррекционной работе комплекс мероприятий, направленных на развитие у дошкольников слуховой памяти, слухового внимания, умения различать неречевые звуки, использовать компьютерные технологии.
Реализация второго этапа проекта
№ | Мероприятия | Задачи |
1. | Подборка игр и игровых упражнений по развитию у детей слуховой памяти, слухового внимания.
Выбор компьютерных источников по данной теме. | -Подобрать игры и упражнения для развития у детей слуховой памяти, слухового внимания. -Составить план развития слуховой памяти, слухового внимания. - Изготовить игры для логопедического кабинета. (Шумовые баночки) -Выбрать игровые упражнения из интернет источников. |
2. | Совместная работа с детьми | |
Игры и упражнения: это самые простые игры «Далеко или близко», «Поймай колокольчик», игры с шумами «Что звучит?», «Где звенит колокольчик?», «Кто в домике живет», «Чей голосок?», «Волшебная палочка», «Громко-тихо», «Сказочные голоса», «Эхо», «Солнышко, дождик» и т.д. Игровое упражнение с шумовыми баночками.(Найди такой же звук, что за шум, какой шум лишний) | - Показать детям богатство и величие звуков вокруг нас - Расширять представления детей об окружающем мире - Воспитывать интерес у детей к играм на определение звуков - Развивать у детей слуховую память, речевой слух, фонематическое восприятие - - Расширять словарный запас, развивать речемыслительную деятельность | |
3. | Совместная работа с родителями дошкольников | |
| - Указать родителям на важную роль развития у детей фонематического слуха и восприятия в развитии речи детей - Оказать методическую помощь родителям дошкольников - Дать рекомендации, практические советы и материал для занятий над фонематическим развитием дома | |
4. | Совместная работа с педагогами ДОУ | |
| - Включать воспитателей в коррекционно-педагогический процесс логопедического сопровождения детей - Повышать уровень логопедических знаний педагогов - Дать практические рекомендации воспитателям по работе над фонематикой - Предоставить педагогам практический материал (игры и упражнения) для проведения в свободное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект "Фруктовый калейдоскоп". (старшая группа)
Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия "Весенний калейдоскоп"
Конспект логопедического занятия "Весенний калейдоскоп"...
логопедическая неделя "Речевой калейдоскоп"
Цель проведения логопедической недели в ДОУ- создание условий, способствующих развитию речевой активности воспитанников, повышение интереса к логопедическим занятиям среди родителей, получение знаний ...
Научно-исследовательская лаборатория "Калейдоскоп открытий"
Дошкольный возраст – особенный этап в жизни ребенка, в этот период формируется его здоровье и проходит процесс развития личности, а именно формируется основа личностной культуры, духовных и нрав...
Логопедический проект "Фруктовый калейдоскоп"
Данный вид проекта поможет создать условия для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта "Фруктовый калейдоскоп"...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп»
Возраст детей: 5- 6 летТип проекта: информационный, познавательно-речевой, творческий.Продолжительность: долгосрочный (2 месяца)Цель: Формировать эстетическое восприятие окруж...