Применение сенсорных игр и упражнений в логопедической коррекции младших докольников с ОВЗ.
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

На сегодняшний день с возрастанием числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приёмов в логопедической работе. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание становятся всё более актуальными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Применение сенсорных игр и упражнений в логопедической коррекции  младших дошкольников с ОВЗ.

    На сегодняшний день с возрастанием числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приёмов в логопедической работе. Поэтому сенсорные игры, сенсорное воспитание становятся всё более актуальными. (2сл)

   Сенсорное развитие-предполагает формирования у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.          Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем мире. Речь развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка.

   (3сл)Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны, ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.

(4сл)Так  в 3 года  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

В младшем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Посредствам игры дети овладевают новыми знаниями, умениям, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, обобщают. Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма.

В работе я использую следующие виды игр.

-Игры на развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса: (5сл)

  • «Узнай, что звучит?»
  • «Чья песенка?»
  • «Звучащие шарики»
  • «Волшебные киндеры», «Кто позвал?» и т.д

Работа над ритмом (сначала над самым простым). Это отхлопывание в ладоши и отстукивание ногой, на металлофоне, барабане. В процессе этих игр дети знакомятся с музыкальными инструментами.

-Игры на  развитие тактильного восприятия  (6 сл)

  • «Чудесный мешочек» - в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры( ранее изученными детьми). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек , найти нужный предмет.
  • «Поймай колючего ёжика»- педагог касается шариком су-джок разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где ежик.
  • «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»- ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: железная машинка, пушистая игрушка, резиновый мяч и т.д
  • « Тактильные ладошки»

(7,8 сл)- Развитие тактильно-двигательного восприятия- обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы , помогут игры с разнообразными предметами.

  • «Сенсорные дорожки»
  • «Губки шершавые»- для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса, так же можно использовать еловые шишки.
  • Мячи – гладкие пластмассовые , резиновые с шипами и без, теннисные мячики- для массажа кистей рук.
  • «Прищепки»
  • Игрушки для пальчикового театра»-для развития изолированных движений пальцев рук., для развития речи.
  • « Набор веселые бусинки»,  Пуговицы», «Разберём горох и фасоль»

(9,10 сл)-Игры на развитие зрительного восприятия- для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

Цвет-развивать умение детей различать и называть цвет; группировать по цвету.

- «Подбери блюдце к чашке», «привяжи шарик за ниточку», «посади бабочку на цветок», « построим башню» и т.д;

Форма- развивать умение различать предметы по форме, называть, группировать, размещать вкладыши разной формы в соответствующие отверстия.

-«подбери пару», «закрой окошечко», «побери по форме», « найти такую же фигуру» « вкладыши» и т.д

Величина –развивать умение действовать с предметами, собирать и разбирать матрёшку, пирамидку, соблюдая последовательность. ( «Собери и  разложи матрешку», «Кубы –вкладыши». « большой- маленький»и т.д)

Работа по сенсорному развитию строится на основе взаимодействия ребенка со всеми специалистами. При этом каждый из  педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • Использование принципа «Играя, развиваем» эффективно помогает развивать познавательную деятельность, что способствует развитию речи и сенсорных эталонов.
  • Развитие сенсорики положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
  • Для более интенсивного сенсорного и речевого развития необходимо включать в различные виды деятельности детей игровые упражнения.
  • Включение речи в процесс восприятия окружающего мира ребенок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая ее в сенсорных образах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ...

Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Цель данной работы - коррекция речевых нарушений с помощью массажера су - джок у дошкольников.Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:1. Воздействовать на биологически активные точки ки...

Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Применение миотерапевтических упражнений в логопедической коррекции.

В логопедической работе с детьми имеющими аномалии органов артикуляции, целесообразно включить в коррекционную работу, помимо традиционных мимических и артикуляционных гимнастик, элементы миотерапии....