Применение миотерапевтических упражнений в логопедической коррекции.
консультация по логопедии
В логопедической работе с детьми имеющими аномалии органов артикуляции, целесообразно включить в коррекционную работу, помимо традиционных мимических и артикуляционных гимнастик, элементы миотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение миотерапевтических упражнений в логопедической коррекции. | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение миотерапевтических упражнений в логопедической коррекции.
Учитель-логопед: Морева Н.А.
В логопедической работе с детьми с аномалиями органов артикуляции применяется массаж артикуляционной мускулатуры в комплексе с мимической, артикуляционной гимнастикой и элементами миотерапии. С практической точки зрения стало ясно, что отдельно взятый традиционный комплекс артикуляционной гимнастики, используемый для устранения звукопроизносительных расстройств, малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях зубочелюстной системы, поэтому будет целесообразно включить в коррекционную работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности.
Опираясь на практический опыт использования миогимнастики в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости, представленный в работах В.Л. Страковской [212] и Ф.Я. Хорошилкиной [198], опишу комплекс миотерапевтических упражнений, из которых часть необходимо выполнялнять с применением специальных аппаратов-тренажеров.
Развитие круговой мышцы рта.
●Ребёнок смыкает губы и надувает щёки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ).
●При сомкнутых губах ребенок надувает либо правую, либо левую щеку и медленно выдувает воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
●При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
●Ребенок осуществляет покусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
●Ребёнок вытягивает нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывает нижнюю.
●Ребёнок вытягивает нижнюю губу, охватывает ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производит сильный выдох в направлении носа.
●Ребенок верхней губой охватывает нижнюю и через щель между верхней и нижней губами производит сильный выдох в направлении подбородка.
● Учится свистеть, при этом формируется специфический уклад губ.
● Ребенок дует на легко перемещающийся предмет.
●Удерживает между губами полоски клеенки в течение 3-5 мин во время игры, выполнения домашних заданий и т.п.
●Ребёнок набирает в рот воды и удерживает её, не проглатывая и не разжимая губ.
●Ребенок с напряжением выливает воду из ротовой полости через правый или через левый угол рта.
●Ребёнок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
●Применение ватных валиков: небольшие ватные валики закладывать в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок смыкает губы и произносит ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], (Например, «Белые облака бегут по голубому небу»).
●Использование двух пуговиц диаметром 25-30 мм, соединенных шнурком и располагающимися на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур.
●Использование силиконовой соски-пустышки: ребенок совершает всасывающее движение и пытается удержать соску губами, логопед за кольцо-держатель медленно вытягивает соску из ротовой полости ребенка. ●Использование небольшой овальной пластмассовой загубной части соски-пустышки (сама соска при этом удалена). Загубная часть соски помещается в преддверие ротовой полости ребенка и удерживается сомкнутыми губами. Логопед или сам ребенок, за кольцо-держатель пытались вытянуть ее из ротовой полости.
●Использование пипетки с водой: резиновая часть пипетки помещается между губами ребенка. Ребенок, сжимает губы, пытается удалить воду.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
●При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживает около 10 сек, затем медленно занимает исходное положение. Это же упражнение ребёнок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
●При мезиальном прикусе ребёнок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
●Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, – прикусывание палочки. Палочка с надетой на нее резиновой трубкой прокладывается между боковыми зубами ребёнка и удерживается в таком положении. Ребёнок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.
●Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
- Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то, как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагается координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки логопеда. Движения руки логопеда в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяют открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывает рот и помещает указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникает эффект сопротивления.
- Логопед помещает свою руку под подбородок ребенка. Ребенок пытается открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагает большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производит легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытается преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Миогимнастика с использованием специальных аппаратов.
Рис.1. Набор приспособлений для миогимнастики:1, 2, 3 – различные виды активаторов для развития круговой мышцы рта; 4– пласт-массовая межгубная пластинка; 5– пластинка из жёсткой резины (для тренировки моторики губ); 6– межгубное резиновое кольцо; 7– вестибулярная пластинка; 8– межгубный металлический диск.
Упражнения с активаторами для развития круговой мышцы рта ребёнка
Активаторы изготовлены из специальной жесткой проволоки, на концах которой прикреплены пластмассовые площадки для губ. Ребёнок смыкает зубы и удерживает активатор губами; сопротивление проволоки усиливает сжатие губ.
●Работа с активатором: ребёнок сжимает аппарат углами губ и тянет одним пальцем за кольцо.
●Активатор помещается как между верхней и нижней губами, так и в углах губ ребёнка.
●Аппарат ребёнок удерживает между губами.
- Использование пластинки из пластмассы: ребёнок зажимает губами край пластинки и удерживал её в горизонтальном положении. На пластинку накладывается какой-либо груз, увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.
- Использование резиновой пластинки: ребёнок захватывает губами подковообразный край пластинки и старается удержать его при постепенном усилении натяжения пластинки.
- Упражнение с вестибулярной пластинкой: пластинка помещалается в преддверие полости рта ребёнка. Ребёнок одним пальцем руки тянет за кольцо и удерживал пластинку крепко сжатыми губами.
- Упражнение с межгубным кольцом из жесткой резины: кольцо помещается между губами ребёнка (в области специальной площадки для губ). Ребёнок удерживает кольцо горизонтально в течение 1 мин, а затем до 3-5 мин. Упражнение усложняется, если ребёнок тянет за кольцо одним пальцем.
- Упражнение с металлическим диском или с серебряной монетой, закреплёнными на шнурке. Ребёнок сжимает губами диск, при этом он должен удерживаться в горизонтальном положении от 30 сек до 2 минут. Такое упражнение необходимо при дистальном, при мезиальном прикусе, а также при ротовом дыхании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ...
Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Цель данной работы - коррекция речевых нарушений с помощью массажера су - джок у дошкольников.Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:1. Воздействовать на биологически активные точки ки...
«Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.»
Материал для групп коррекционной направленности....
Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...
Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции
Использование массажера СуДжок в логопедии. его влияние на межполушарное взаимодействие, а так же стимуляция речевых центров....
Применение сенсорных игр и упражнений в логопедической коррекции младших докольников с ОВЗ.
На сегодняшний день с возрастанием числа детей с речевыми нарушениями и сложной структурой дефекта существует потребность в поиске новых, эффективных приёмов в логопедической работе. Поэтому сенсорные...