Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда.
консультация по логопедии (старшая группа)
Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда.
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Принцип действия таких упражнений заключается в телесноориентированности, то есть воздействие на работу мозга осуществляется через определенную активность тела. Большинство ученых отмечают, что манипуляции рук влияют не только на качество речи, как высшую психическую функцию, но и на многие другие процессы нервной системы. Мозг человека — это очень сложная структура взаимосвязей и импульсов. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенную деятельность:
Правое полушарие | Левое полушарие |
Креативные способности, творчество, фантазия. | Аналитические способности обработки информации. |
Восприятие пространства. | Логика и математика. |
Образное восприятие. | Письмо и речь. |
Интуиция. | Планирование и прогнозирование. |
Важным элементом мозга является мозолистое тело, которое координирует связь между полушариями. Но если эта взаимосвязь нарушается, одно полушарие берет на себя большую часть работы, при этом затормаживается развитие другого. Такой дисбаланс приводит к нарушениям общего состояния организма, некоторые функции начинают работать не так хорошо, как бы хотелось. Поэтому очень важно наладить взаимодействие правого и левого полушария.
Именно на это и направлены нейроигры, они способствуют:
- Развитию когнитивных функций и межполушарного взаимодействия.
- Активации творческого мышления, поиску нестандартных подходов.
- Улучшению моторики и координации рук, что важно для формирования навыков письма.
- Использованию разных сенсорных каналов, таких как зрение, слух и даже осязание, что усиливает восприятие и запоминание материала.
- Регуляции эмоционального состояния — помогают успокоить ребенка, справиться с эмоциями и переживаниями.
Таким образом, нейропсихологические игры стимулируют взаимодействие между полушариями мозга и представляют собой эффективный инструмент для развития детей и коррекции поведения.
Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.
Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.
Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
С детьми проводились игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр - 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент), использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.
Нейропсихологические игры
Все игры и задания можно условно разделить на несколько видов.
- Нейрогимнастика
Это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Они сочетают в себе гимнастику не только для рук и пальцев, а задействуют все тело. Например: встать, прижать ухо к плечу, другой рукой нарисовать в воздухе круг, потом поменять руку и повторить.
- Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения намного сложнее, чем простые пальчиковые игры. Они способны «разбудить» мозг в буквальном смысле слова. Такие упражнения подходят и для школьников и даже для взрослых.
Например, игра: «Кулак-ладонь - ребро». Выполнять упражнение медленно, постепенно увеличивая темп.
- Игры с мячом.
Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Это может быть перекидывание мяча друг другу, попадание в кольцо.
- Нейротренажеры.
Для занятий требуются различные приспособления, которые помогают улучшить результат и заинтересовать ребенка.
- Нейромоторные упражнения.
Рисование сразу двумя руками способствуют укреплению межполушарных связей. Можно обводить пунктирные линии или рисовать самостоятельно различные фигуры правой и левой рукой одновременно.
Многие из этих упражнений достаточно сложные даже для взрослых, но после регулярных тренировок выполнять их будет каждый раз легче и интереснее. Такие игры способны формировать новые нейронные связи, координировать движения, активизировать работу мозга. Важно выполнять действия, начиная с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к самоконтролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития с тяжелыми нарушениями речи.
Мастер – класс
Мы сейчас выполним несколько простых упражнений с мячом. Здесь главное динамика и точный счет. Дети, в данном случае , взрослые, сидят напротив друг друга.
1.Мяч держим в правой руке. Передаем мяч себе из одной руки в другую под счет (раз- два, раз – два)
2.Мяч держим в левой руке. Передаем мяч под счет партнеру.
3.Держим мяч в левой руке. Передаем мяч себе, потом партнеру.
4. Держим мяч в противоположных руках. Передаем мяч по диагонали.
5. Мяч держим в правой руке. Передаем мяч себе, потом по диагонали партнеру.
6. Передаем два мяча партнеру по прямой, потом по диагонали.
7. Передаем два мяча партнеру по диагонали. Сначала наверху правая руку, потом левая.
Домино
Посмотрите на домино. Сложив в уме количество точек, мы получим некую цифру. Например : 6. Ваша задача – показать цифру 6 с помощью пальцев обеих рук так, чтобы одна рука всегда показывала 5 пальцев, а вторая рука – остаток ответа.
Цифра 6 будет обозначаться так: правая рука 5 пальцев, левая рука 1 палец. Принцип работы со следующим домино такой же, только цифра пять должна быть показана другой рукой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель – логопед Мятлева О.А.
Мастер – класс
Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда.
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Принцип действия таких упражнений заключается в телесноориентированности, то есть воздействие на работу мозга осуществляется через определенную активность тела. Большинство ученых отмечают, что манипуляции рук влияют не только на качество речи, как высшую психическую функцию, но и на многие другие процессы нервной системы. Мозг человека — это очень сложная структура взаимосвязей и импульсов. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенную деятельность:
Правое полушарие | Левое полушарие |
Креативные способности, творчество, фантазия. | Аналитические способности обработки информации. |
Восприятие пространства. | Логика и математика. |
Образное восприятие. | Письмо и речь. |
Интуиция. | Планирование и прогнозирование. |
Важным элементом мозга является мозолистое тело, которое координирует связь между полушариями. Но если эта взаимосвязь нарушается, одно полушарие берет на себя большую часть работы, при этом затормаживается развитие другого. Такой дисбаланс приводит к нарушениям общего состояния организма, некоторые функции начинают работать не так хорошо, как бы хотелось. Поэтому очень важно наладить взаимодействие правого и левого полушария.
Именно на это и направлены нейроигры, они способствуют:
- Развитию когнитивных функций и межполушарного взаимодействия.
- Активации творческого мышления, поиску нестандартных подходов.
- Улучшению моторики и координации рук, что важно для формирования навыков письма.
- Использованию разных сенсорных каналов, таких как зрение, слух и даже осязание, что усиливает восприятие и запоминание материала.
- Регуляции эмоционального состояния — помогают успокоить ребенка, справиться с эмоциями и переживаниями.
Таким образом, нейропсихологические игры стимулируют взаимодействие между полушариями мозга и представляют собой эффективный инструмент для развития детей и коррекции поведения.
Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.
Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.
Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
С детьми проводились игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр - 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент), использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.
Нейропсихологические игры
Все игры и задания можно условно разделить на несколько видов.
- Нейрогимнастика
Это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Они сочетают в себе гимнастику не только для рук и пальцев, а задействуют все тело. Например: встать, прижать ухо к плечу, другой рукой нарисовать в воздухе круг, потом поменять руку и повторить.
- Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения намного сложнее, чем простые пальчиковые игры. Они способны «разбудить» мозг в буквальном смысле слова. Такие упражнения подходят и для школьников и даже для взрослых.
Например, игра: «Кулак-ладонь - ребро». Выполнять упражнение медленно, постепенно увеличивая темп.
- Игры с мячом.
Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Это может быть перекидывание мяча друг другу, попадание в кольцо.
- Нейротренажеры.
Для занятий требуются различные приспособления, которые помогают улучшить результат и заинтересовать ребенка.
- Нейромоторные упражнения.
Рисование сразу двумя руками способствуют укреплению межполушарных связей. Можно обводить пунктирные линии или рисовать самостоятельно различные фигуры правой и левой рукой одновременно.
Многие из этих упражнений достаточно сложные даже для взрослых, но после регулярных тренировок выполнять их будет каждый раз легче и интереснее. Такие игры способны формировать новые нейронные связи, координировать движения, активизировать работу мозга. Важно выполнять действия, начиная с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к самоконтролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития с тяжелыми нарушениями речи.
Мастер – класс
Мы сейчас выполним несколько простых упражнений с мячом. Здесь главное динамика и точный счет. Дети, в данном случае , взрослые, сидят напротив друг друга.
1.Мяч держим в правой руке. Передаем мяч себе из одной руки в другую под счет (раз- два, раз – два)
2.Мяч держим в левой руке. Передаем мяч под счет партнеру.
3.Держим мяч в левой руке. Передаем мяч себе, потом партнеру.
4. Держим мяч в противоположных руках. Передаем мяч по диагонали.
5. Мяч держим в правой руке. Передаем мяч себе, потом по диагонали партнеру.
6. Передаем два мяча партнеру по прямой, потом по диагонали.
7. Передаем два мяча партнеру по диагонали. Сначала наверху правая руку, потом левая.
Домино
Посмотрите на домино. Сложив в уме количество точек, мы получим некую цифру. Например : 6. Ваша задача – показать цифру 6 с помощью пальцев обеих рук так, чтобы одна рука всегда показывала 5 пальцев, а вторая рука – остаток ответа.
Цифра 6 будет обозначаться так: правая рука 5 пальцев, левая рука 1 палец. Принцип работы со следующим домино такой же, только цифра пять должна быть показана другой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
На мастер-классе представлена система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...
Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...
Презентация для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Наглядный показ материала....
Буклет для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Наглядная информация для педагогов....
Нейроигры — эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Существенно увеличилось количество детей, посещающих детский сад с ОВЗ, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В связи с тем, что процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, з...
"Нейроигра - эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда»....
консультация для родителей НЕЙРОИГРЫ – эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога
НЕЙРОИГРЫ –эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лу...