Дисграфия.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бадагова Кристина Александровна

Итак что же такое дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма. обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов , которые обеспечивают письмо.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико- грамматического строя речи . а также в процесс письма активно включается еще и глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, рече -двигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия.

Итак что же такое дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма. обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов , которые обеспечивают письмо.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико- грамматического строя речи . а также в процесс письма активно включается еще и глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, рече -двигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

Каковы же причины, вызывающие дисграфию.Так многие ученые такие как И.Н. Садовникова, М.Лами считают что данное нарушение обычно возникает при сочетании действия патогенных факторов в период раннего онтогенеза с неблагоприятным микро и макросоциальными условиями жизни ребенка. По мнению А.Н.Корнева трудности в обучении письму возникают как результат трех групповых явлений : биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условиях, которые предъявляют повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым функциям. Часто в анамнезе детей с нарушениями письма встречается экзогенные вредности. Именно они чаще всего приводят к поражению мозговых структур.

Функциональная несформированность левой височной области провоцирует затруднения в звукоразличении, нарушении в формировании у ребенка фонематического слуха, приводит к дефициту слухоречевой памяти .

При дисграфии дети допускают множество грамматических ошибок, они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. нередко дети из-за неуспеха отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. Часто у таких детей большое количество специфических ошибок. Данные ошибки имеют стойкий характер,т.е. они встречаются во всех видах письменных работ ( диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.

Чтобы понять механизм развития дисграфии вспомним, что человек обладает тремя видами слуха:

Первый – физический слух, который позволяет нам различать разные шумы и звуки от шума дождя до звука шин автомобиля.

Второй вид слуха – музыкальный, благодаря которому мы можем наслаждаться различными мелодиями, любимыми песнями и тд.

Третий вид – речевой слух. Благодаря которому мы понимаем речь окружающих, улавливаем оттенки сказанного, отличаем один звук от другого .

Речевой слух или как его называют фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.Ведь заменив даже один звук в слове мы можем получить совсем другое значение.

Родители часто жалуются ,что у моего ребенка «каша во рту». Он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах. Виновником подобных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический (речевой) слух.

Выделяют пять форм дисграфии:

Артикуляторно- акустическая форма дисграфии:

Она связана с нарушением звукопроизношения у детей, со стойкими звуковыми заменами в устной речи ребенка,

Акустическая дисграфия :

В ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв. Т.е. в устной речи ребенок произносит звуки правильно, но при письме он их заменяет на буквы фонетически близкие этим звукам. Чаще всего смешиваются буквы.

#1044;исграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Выражается в том, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова, разделить слова на слоги, ребенок часто пропускает буквы и слоги в словах, переставляет их местами, не дописывает слова или вставляет лишнее. Слитно пишет несколько слов.В итоге запись слов, не говоря уже о фразах. становится невозможной.( «трактор» - записывается как «трктор», «стол» -столол, «лампа» - «ла мпа» и тд).

Оптическая дисграфия :

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в трудности усвоения зрительных образов букв, многие из которых кажутся ребенку похожими. Ведь все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и

Нескольких дополнительных элементов. Данные одинаковые элементы по- разному комбинируясь в пространстве и образуют буквы. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ребенок их заменяет ( И – заменяет Ш; Ц- Щ; А- М;

В- Д Ш- Т), ребенок недописывает элементы буквы, или зеркально изображает их.

Аграмматическая дисграфия :

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи . Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Ребенок никак не может овладеть функцией словообразования и словоизменения.Не может правильно изменять слова по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой.(« Грибы расти под елка», «красивый сумка»).

Смешанная форма дисграфии : Это несформированность не одной , а сразу двух или нескольких операций письма, что усложняет картину.

Достижение эффективности в коррекционно- развивающей работе по устранению различных форм дисграфии возможно за счет взаимодействия всех сторон педагогического процесса и , в частности, учителя, учителя- логопеда, психолога, родителей.

Родителям всегда хочется сказать , что дисграфия никогда не возникает из ничего.

Работа по ее устранению должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучению грамоте.

Дети , страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи , так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Нужно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций. Которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Я работаю учителем –логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитие речи. После обследования по результатам диагностики детей речевой группы и на основе практической деятельности, основанной на реализации программы

: Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и «Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР»ФиличивойТ.Б и Чиркиной Г.В, показывают , что у детей с диагнозом ОНР отмечается низкий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

При этом у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы- фонетика, лексика, грамматика. Данные дети соматически ослаблены, часто болеют, наблюдаются большие проблемы с произвольным вниманием и памятью.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи и дисграфии многие исследователи (Р.Е.Левина,

Г.А.Никашина, Г.А.Каше) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Впоследствии это оказывает большое положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико- грамматических представлений. При планомарной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных и тд.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа , операции разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов : сочетаний звуков слогов и слов. А без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.

Осознав актуальность того ,что формирование фонематических процессов так важно особенно на начальных этапах развития ребенка в дошкольном возрасте я бы хотела остановиться на профилактике дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока, как одного из наиболее часто встречающихся у детей видов дисграфии.

А.Н.Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем является достаточная зрелость фонематического восприятия.

Выделяются основные принципы правописания, на основе которых происходит обучение: фонетический(фонематический, морфологический традиционный.

В основе фонематического принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются , так как они слышатся и произносятся. Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами.Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".

Что такое дисграфия.  Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и  пример материала для исправления конкретного вида дисграф...

Презентация на тему "Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии".

Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии....