Обогащение словарного запаса детей через игру
консультация по логопедии

Кочкина Наталья Павловна

В развитие детей дошкольного возраста одним из основных достижений является овладение родным языком как средством получения знаний и взаимодействия с окружающими людьми. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с раннего возраста, так как это тесно связано с развитием мышления и развитием других психических процессов. Активно развивая, уточная и расширяя словарный запас мы формируем грамматический строй речи, развиваем связную речь.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности, которые использует человек. Словарный запас можно разделить на две группы: пассивный и активный.  Под пассивным словарем понимаются слова, которые ребенок понимает, но не использует в своей речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса детей через игру

В развитие детей дошкольного возраста одним из основных достижений является овладение родным языком как средством получения знаний и взаимодействия с окружающими людьми. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с раннего возраста, так как это тесно связано с развитием мышления и развитием других психических процессов. Активно развивая, уточная и расширяя словарный запас мы формируем грамматический строй речи, развиваем связную речь.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности, которые использует человек. Словарный запас можно разделить на две группы: пассивный и активный.  Под пассивным словарем понимаются слова, которые ребенок понимает, но не использует в своей речи. Слова, которые активно используются ребенком в речи можно назвать активным словарем. Словарь каждого ребенка индивидуален, наполняемость и разнообразие словаря зависит от окружающей его среды. Чем больше словарь, тем более разнообразнее устная речь.

Становление словаря проходить сложный и длительный путь, в каждом из которых имеются свои особенности.

Как правило, у ребенка самыми первыми словами появляются слова-предложения, например, мама, папа, которые могут выражать жалобу и просьбу. Постепенно словарь расширяется, обрастая все новыми словами. В первую очередь появляются слова бытового уровня, с которыми ребенок взаимодействует каждый день.

В дальнейшем словарь расширяется и у ребенка начинают появляться слова – обобщения, которые обозначают не какой-то определенный предмет, а относятся к ряду предметов, объединённых определенным признаком (одежда, обувь и т.д.) Это значимый этап становления речи ребенка, систематизация, группирование предметов по определенному принципу.

У детей с нарушениями речи обогащение словарного запаса в задержанном темпе и имеет свои особенности. Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный. Дети затрудняются в назывании многих предметов, наблюдаются замены самого предмета или действия.

Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Не стоит забывать, что для эффективного развития речи дошкольника необходимо опираться на ведущий вид деятельности ребенка – игру. Для речевого развития можно использовать все виды игровой деятельности.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении сложных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развития и освоению слов видовых и родовых понятий и их обобщенных значениях.

Игра – это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря увлекательности и эмоциональности, они могут непринуждённо упражнять ребенка в многократном повторении нужных словоформ. Играя, ребенок все больше понимает предназначение разных предметов. Он учится коммуницировать со взрослыми и детьми.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д. Именно поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из наиболее важных задач развития речи. Развитие активного словаря детей  посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять и активизировать свой словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Обогащение словарного запаса детей через игру

Консультация для родителей       Тема: «Обогащение словарного запаса детей через игру»...

Обогащение словарного запаса детей через игру

В данной консультации представлены различные игры для развития и обогащения словарного запаса детей....

Обогащение словарного запаса детей через игру.

Расширяем словарный запас!Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению &la...

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...

«Обогащение словарного запаса детей через игру»

Расширяем словарный запас!Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению &la...

Консультация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игру»

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи с другой. Поэтому обогащая, уточняя словарный запас ребе...


 

Комментарии

Матвеева Юлия Юрьевна

Буду использовать в работе