Коррекция нарушений слоговой структуры слова
презентация по логопедии

Нарушение слоговой структуры —многоликий враг чистой речи, с которым  логопеду приходится сталкиваться всё чаще и  чаще. Казалось бы, проблема выделена и описана ещё в середине прошлого века, но до сих пор нет методики, стопроцентно исправляющей этот дефект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_narusheniy_slogovoy_struktury_slova.pptx971.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция нарушений слоговой структуры слова

Слайд 2

Онтогенез звуко -слоговой структуры слова.

Слайд 3

Звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Слайд 4

Нормальное развитие. Овладение звукопроизношением.

Слайд 5

Овладение ритмико-слоговой структурой слова в норме.

Слайд 6

В р ем е нн ы е н а руше н и я сл о г ов ой с тр укт у р ы с ло в а у нор м альн о ра з ви в ающ и хся дет е й: * Пропуски с логов и звуков в слове. * О ши б ки доб а вл е ни я ч и сл а с л ог о в. * О шибки сокращения групп со г л асных. * Уп од об лен и е з в уко в и с лог о в. * Пер е ста н ов к и з ву к ов и с ло г ов в с ло в е .

Слайд 7

П о мне н и ю Н . С. Ж уко в ой , в ы д е л яютс я с л е д ующи е эт ап ы форми ро в а н ия сло г ово й ст р укт у ры с ло в у д ете й в нор м е: 1 г од 3 мес я ц а - 1 г од 8 меся ц ев – ре б ёно к ча ст о в о спр о изв о дит оди н слог усл ы шанн о го с лов а , в трё х сло ж ных сло в ах ч асто о пуск а ется оди н из сло г ов ( мак о - м оло к о ); 1 г од 10 м ес я ц е в - 2 год а 1 мес я ц - в тр ё хс л ож н ых с л ов а х и но г д а ещ ё о пускается с ло г , чаще предударн ы й ( к у су - укушу), мо ж ет сокра щ аться кол и чество сл о гов в трё х сложных с л овах ; 2 г о да 1 м е сяц - 2 г о да 3 м еся ц а – в м н о г о с л о ж ных словах чащ е опус к а ются пр е дударные сл о ги, ино г д а п риставки ( ци п ились - рас ц епились ); 2 года 3 м еся ц а - 3 года – сло г овая струк т ура и скаж а ется р едко , г л авным об разо м в м н огос л ожны х сло в ах .

Слайд 8

Аномальное развитие.

Слайд 9

Пе р в ые сл о в а а н ом а льн о й де тс ко й р еч и м о жн о к ла сс иф ици ро в а т ь с ле д ующ и м об ра з о м : * Пра в ильн о пр о из н оси м ые с лов а ( м ама , да й ); *сл о ва -ф ра г ме н ты ( м о ко - м ол о ко ) ; *сл о в а - з в ук о п од р а ж а н и я , обо з н а ч а ю щ и е п р едм е т , с и туаци ю , д е й ст в и е (би-би); *аб рисы сло в ( пап а т а - лопата); *слова, которые совсем не напоминают слова родного язык а .

Слайд 10

Первый уровень речевого развития.

Слайд 11

Второй уровень речевого развития.

Слайд 12

Третий уровень речевого развития.

Слайд 13

Виды нарушений слоговой структуры.

Слайд 14

Нарушения количества слогов Э л из и я — с о к р а ще н и е ( п р оп у с к ) с л о го в : м ото к —м о л ото к . Р еб ё н о к н е п о л н о ст ь ю во с п р о и з в о д ит ч и с л о с л ог о в с л о в а . При сокращен ии числа слогов могут о пу скаться слоги в начале с лова ( на — лун а ), в его середи н е ( гуни ц а — гу с ен иц а), с л ов о м о ж е т н ед о го в а р ив а ть с я до ко н ца ( к ап у — к а пуст а ) . Ит е рация — ув е л ич е н и е чи с ла с л огов за сч ё т доб а вления сл о гообраз у юще й г л а с ной в том м есте , г д е и меется стечен и е со г л асн ы х ( С а лава — Сла в а) .

Слайд 15

Нарушение последовательности слогов в слове. Пе рест а нов к а с лог о в в сл о ве ( дев о ре — д е рев о ) . Пер е стано в ка з в уков с осед н их с л огов ( гебе м от —беге м от) .

Слайд 16

Искажение структуры отдельного слога. С о кр а ще н и е с т ечен и я с о г ласных, прев р а щ ающ е е з а крыт ы й с л о г в о т к рыт ый ( к апу т а —капуст а ); с лог со ст е чен и ем с о г л а с ных — в с лог без стече н ия ( тул —стул) . Вст а вка со г л а сны х в с лог ( лим о нт — лим о н) .

Слайд 17

Антиципации Упо д обл е ни е о д но г о с л ог а д р уг о му ( пи п ит ан — ка пи та н ; в е вес и пе д — велос ип ед , нанана с ы — а н ана с ы) .

Слайд 18

Персеверации Инертное застревание на одном слоге в слове ( пананама — панама; ввва л а б е й — во ро б е й ) .

Слайд 19

Контаминации С о е д и н е н и е ча ст е й д в у х сл о в ( х о л од и ль н и ц а —хо л од и ль н и к , х л еб н иц а ) .

Слайд 20

П реоблад а ние о ши б о к , вы р а ж а ю щ и хс я в перес та но в ке и ли до б а в лени и с л о гов , св и дете л ьст в ует о пер ви ч но м н е д о р а зв и тии с л ухово г о в о сп р и я тия р ебён к а . Ош иб к и т аког о т ип а к ак с о к ра щ ен ие чис л а с л ог о в, у п о д обление с ло го в др у г д ру г у , со к ра щ ен и е ст еч е ний со г л а с ны х у к аз ы ва ю т н а п ре и му щ ест в енн о е н арушение а р тикуляционн о й сферы .

Слайд 21

Причины нарушений слоговой структуры слова недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха; недостаточность артикуляционных возможностей; - сниженный уровень развития оптико-пространственной организации; н есформированность ритмической и д инамической организации движений; н еспособность к серийно-последовательной о бработке информации; - сниженная мотивационная деятельность.

Слайд 22

Типы слоговой структуры (по А.К. Марковой) Слого в а я струк т ура с л о в а , п о мыс л и А элиты К апитоновны М арко в ой , о п ре дел я ет с я к ак чер е д о вание уд а рных и б езударны х слогов р азличной степени с л ожности и имеет 4 па р аме т ра: ударность к оличест в о слогов ли н ей н ая по с ле д ов а те ль но ст ь с ло г ов м о д е ль са м о г о с л о г а

Слайд 23

Д ву с ло ж н ы е с ло в а и з от к ры т ы х с л ог о в ( и в а, де т и ) . Т р ёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина) . 3. Одн о сло ж ные с л ова ( дом , мак) . Д ву с л о жн ы е сл о в а с з а кр ы т ы м с ло г о м н а к он ц е (д и в а н, м е бе ль ) . Д в ус л ожн ые с л ов а с о сте че н и е м со г л а сны х в с ер е д и не сл о в а ( б а н к а , ве т к а ) . Д в усл о жны е с л ова из з ак р ыты х сл о го в (к о мпо т , т юльп а н) . Т р ёх с ло ж ные сл о ва с з акр ы ты м с л ог о м н а к о нц е ( б еге м о т , т е ле ф он) .

Слайд 24

8 . Т р ё х с л ож н ые с л ов а с о ст еч е ни е м со г л а с н ы х ( ко м н а та , бо т и н ки ) . 9. Т рёх с ло ж ны е сл о ва со сте ч ен и ем с о г лас н ых и з акр ы ты м с л ог о м н а к о н ц е ( яг н ёно к , п ол о вн и к) . 10. Т р ё х сл о жн ы е с ло в а с д в ум я ст е че н ия м и со г л а с ны х (таблетка, матрёшка). 11. О д но с л о жн ы е сл о в а со ст е ч е н ие м с о г л асн ы х в нач ал е с лова (стол, шкаф). 12. О д носложны е сло в а с о сте ч е нием со г л а сн ы х в к о нце слова (лифт, зонт). 13. Двусложные слова с двум я стечениями с о г л асных (плётка, кнопка) 14. Че т ы р ё х с л о ж н ы е с л о в а и з о т к р ы т ы х с л о г о в ( ч е р е п а х а , пианино)

Слайд 25

Методика обследования состояния слоговой структуры слов

Слайд 26

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов - подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале ; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); - собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата ).

Слайд 27

Подготовительный этап Работа на невербальном материале 1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. 2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). 3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук. 5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук. 6. Графические упражнения на переключение ( продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Слайд 28

Работа на вербальном материале

Слайд 29

Коррекционный этап Уровень гласных звуков. Уровень слогов. Уровень слова.

Слайд 30

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений. Фонематический и слоговой анализ слов. Фонематический и слоговой синтез слов. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов. Фонематические представления.

Слайд 31

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок , законченных предложений , стихов и других текстов.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

упражнения по формированию и закреплению  слоговой структуры слова.1. Согласование числительных с существительными.2. согласование прилагательных с существительными.3. Предложения без труднопроиз...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...