Консультация для родителей "Нужно ли обучать дошкольника курсивному письму"
консультация по логопедии
Нужно ли обучать дошкольника курсивному письму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhno_li_obuchat_rebyonka_kursivnomu_pismu_do_postupleniya_v_shkolu.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужно ли обучать ребёнка курсивному письму
до поступления в школу?
В истории человечества письмо прошло несколько этапов: от рисунка, передающего содержание всего послания, к рисунку – символу, обозначающему фразу или слово, и, наконец, к букве - символу, обозначающему отдельный звук. Эти же этапы развития письма - но в сжатой форме - проходит почти каждый дошкольник при обучении. Однако путь к письменной речи совсем не прост.
Формирование навыка письма — это сложнейший и длительный биологический процесс. Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.
В результате исследований, проведенных Институтом возрастной физиологии РАН, установлено, что раннее обучения детей курсивному письму приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Даже возраст семь - восемь лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить можно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка.
Что это значит? Прежде, чем начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых «письменных» букв, стоит обучить ребёнка «печатанию», то есть письму печатными буквами. Этот этап послужит подготовительным периодом к более сложному виду деятельности. «Печатание» зачастую выпадает из жизни дошкольников или сводится к незначительному отрезку времени. Тогда как одно из важных правил формирования навыка письма гласит: нельзя торопиться.
Обучение письму - процесс длительный. Ребёнок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную, волнистую, овалы. Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв. Должен научиться ориентироваться на плоскости листа бумаги (а так же в собственном теле, окружающем пространстве): иметь сформированные понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу», «в центре».
Зрительно - пространственный анализ, зрительно – моторные координации играют большую роль в формировании навыка письма у дошкольников. С этой точки зрения умение скопировать иероглиф для ребёнка пяти - шести лет важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Превосходной тренировкой графических навыков в дошкольном возрасте является рисование. С одной стороны, рисование совершенствует зрительно – моторные координации (контроль тонких дифференцированных движений пальцев, кистей рук), с другой - ребенок не думает, как он это делает.
Большое значение при этом имеет сама организация процесса. Следует научить ребёнка правильно сидеть, держать карандаш, ручку, обращать внимание на освещённость рабочего места.
На начальном этапе формирования графических навыков длительность занятий не должна превышать 5-10 минут. Ребёнок может воспроизводить узоры из повторяющихся элементов по точкам, по образцу, как в строке, так и по клеткам, копировать геометрические фигуры. Не следует обращать внимание на скорость выполнения заданий. У разных детей она будет разной.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому работа по формированию графических навыков, развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учитель-логопед
Кондрашина И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов."Подготовка руки дошкольника к письму".
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать...
Консультация для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»
Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»...
консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"
консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"...
Консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму."
Консультация для любознательных родителей, которые стремяться развивать мелкую моторику рук ребенка как можно раньше, к тому, чтобы их дети оснавательно подготовились к посещению школы...
Консультация для родителей "КАК ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
консультация для родителей в ДОУ...