Игра-викторина для родителей подготовительной группы «ГРАМОТЕИ».
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Шурчилова Елена Валериевна

Взрослые, как и дети, любят играть и получать эмоции от того, что они делают. Мероприятия, организованные в форме игры, помогают раскрепоститься и лучше запомнить информацию, полученную в ходе встречи, а интересное оборудование - разнообразить опыт родителей и повысить их педагогическую компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dlya_roditeley.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

для родителей подготовительной группы

«ГРАМОТЕИ».

Цель: повышать педагогическую компетенцию родителей в вопросах обучения грамоте.

Задачи: - уточнить значения понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение».

              - в практических заданиях отработать различение понятий «предложение – словосочетание»,     «слово – слог», «звук – буква».

Оборудование: звоночки (2 шт.), флажки на стол (2 шт.), браслеты с символами (2 шт.), памятки (по количеству участников), мел или маркер, магниты (красные - 6 шт., синие – 10 шт., зеленые – 4 шт.), карточки с одной, двумя, тремя точками по количеству участников, карточки для слогового анализа.

Ход игры:

Ведущий: Дорогие родители! Совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Будут уроки, задания. Кто станет им главным помощником в этом? Конечно же вы! Давайте сегодня немного поиграем, а заодно вспомним все, что пригодится нашим детям в школе, чтобы писать грамотно.

Но сначала нам с вами надо кое-что сделать!        

Забудьте, что вы взрослые! Солидные, серьезные.

Ненадолго в детей превратитесь и в игру с головой погрузитесь!

Сегодня вы не солидные мамы и папы, а озорные дети: Маши, Тани, Иры. Сейчас мы разделимся на 2 команды – «Знайки» и «Умники». Капитаном команды «Знайки» будет… Капитаном команды «Умники» будет… В командах - ……

*Капитаны получают браслеты с символами, кнопки-звонки, на столы ставят флажки с названиями.

Ведущий: Послушайте правила игры. Задания выполняются командой или индивидуально. Если выполняет команда, то для ответа капитан команды подает сигнал звоночком. Если индивидуально, то после выполнения задания капитан опять дает сигнал звоночком. Только тогда ответ команды засчитывается, и команда получает фишку. Победит та команда, которая наберет больше фишек. Итак, мы начинаем.

  1. Задания на тему «Предложение»
  1. Вопросы для всей команды: - что такое предложение?

                                                             - какие бывают предложения?

  1. Задание для одного участника команды (выполняется у доски)

Инструкция: Если вы слышите предложение, то рисуете на доске горизонтальную палочку, если слышите не предложение, то рисуете треугольник.

      Реч.материал: Мама пошла на работу.

                               Ваня и Петя уснули.

                               Красная машина

                               Папа едет на машине.

  1. *Задание для всех членов команды.

Составьте предложения по схеме на доске. Полоски - это слова, треугольник – предлог.  

Итоги конкурса: у команды Знайки….очков, у команды Умники - ….очков.

  1. Задания на тему «Слово – слог».
  1. Вопросы для всей команды: - чем отличается слог от слова?

                                                             - как определить, сколько в слове слогов?

                                                             - как определить ударный слог?

  1. *Задания для одного участника команды «Раздели слова на слоги».

Инструкция: Прикрепляйте к доске карточку, на которой столько точек, сколько слогов в слове.

Реч.материал: дом, стол, колбаса, школа, ученик, выпускной.

  1. *Задание для всей команды: придумать самое длинное слово. Как проверяем?

Итоги конкурса: у команды Знайки….очков, у команды Умники - ….очков.

        III.      Задания на тему «Звук – буква».

  1. Вопросы для всей команды: - сколько букв в русском языке?

- сколько звуков?

- какие бывают звуки?

- каким цветом обозначаем тв.согланый звук?

мягкй согл.?

гласный?

  1. *Задание для одного участника от каждой команды (у доски, с магнитами).

Инструкция: Слушайте звуки, составляйте звуковую схему схему.

Речевой материал: с   т   о   л

         н  о  с  и  к

  1. Задание для каждого участника команды: - назовите слова, в которых первый звук П

                                                                                                                                    последний звук И

                                                                                                                                    в середине звук С

Итоги конкурса: у команды Знайки….очков, у команды Умники - ….очков.

Итог всей игры:

Ведущий: Сегодня немного сильнее оказалась команда……/ победила дружба. А ценные призы получают все участники! Самый ценный подарок – это знания. Вы сегодня замечательно показали свои знания, а чтобы эти знания всегда были с вами и помогали и дальше вам и вашим детям, я дарю вам Памятку.

Всем спасибо, до новых встреч.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Все звуки, которые слышит человек, делятся на:

А) музыкальные       Б) бытовые        В) речевые

2. Речевые звуки человек слышит и произносит.

3. Речевые звуки бывают гласные и согласные.

4. Гласные звуки – это такие звуки, которые можно пропеть, потому что воздух, выходя изо рта, не встречает преграду.

5. Гласных звуков в русском языке 6: а, о, у, и, ы, э.     (букв 10)

6. Согласные звуки – это звуки, которые нельзя пропеть, потому что воздух, выходя изо рта, встречает преграду (губы, зубы, язык).  Согласный звук «согласен» не петься.

7. Согласные звуки бывают парными по признакам:

А) твердости – мягкости (Б – Бь, П – Пь, З – Зь и т.д.)

Б) звонкости – глухости (Б – П, В – Ф, З – С и т.д.)

8. Согласный звук мягкий, если после него стоят гласные второго ряда (йотированные – Я, Е, Ё, Ю), И или мягкий знак.

9. Глухие согласные звуки – это такие согласные звуки, которые мы произносим без голоса.   Звонкие согласные – произносим с голосом.

*проверяем звонкость-глухость так: можно закрыть уши руками и произнести согласный звук. Или приложить ладонь тыльной стороной к горлу и произнести согласный звук. Если голос «работает», то звук звонкий, если нет – глухой.

10. Слова состоят из слогов. Слог – часть слова.

11. В слове столько слогов, сколько гласных звуков в слове мы слышим. Без гласного звука нет слога.

12. Буквы – это значки, которые на письме обозначают звуки нашей речи. Буквы мы пишем и читаем.

13. С большой буквы мы пишем имена и фамилии людей, названия рек, городов, стран, клички животных.

14. В конце предложения чаще всего ставим точку.

15. Предложения – это слово или несколько слов, объединенные смыслом и выражающие законченную мысль.

16. Родственные слова – это такие слова, которые образованы от одного общего, главного, маленького слова и объединены по смыслу.

*Учим с детьми правила:

А) Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем.

Б) Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

  Приняты условные обозначения звуков:

  • гласный звук (красный квадратик)

                                       -   твердый согласный звук (синий квадратик)

                                       -  мягкий согласный звук (зеленый квадратик)

Соответственно слова мир, дом, бант, пила - схематически будут выглядеть так:

                                   мир              дом                бант                 пила  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Грамотеи"

Цель: закрепление знаний по разделу «обучение грамоте».Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.Закреплять знания о гласных, согласных твердых...

Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы грамоте на тему "Профессии"

Конспект НОД по обучению детей грамоте на тему "Профессии"...