«Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

В данном материале содержится информация о видах дидактических игр для речевого развития детей. А также рассматриваются условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_8.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактическая  игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников»

Оглавление

 Введение

Глава 1. Дидактическая игра как средство всестороннего и речевого развития дошкольника.

1.1 Виды дидактических игр для речевого развития детей и этапы проведения.

1.2 Условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи дошкольников

1.3 Условия, при которых дидактическая игра выступает средством речевого развития дошкольника

Заключение Список литературы

Введение

Дошкольное детство - это период игры. Ребенок в этом возрасте все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

       Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер , А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

       Так же обучающие игры важны тем, что позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.

      Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

      Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

        Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО. Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

       Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

       Цель работы – теоретически выявить и практически доказать значение дидактических игр как средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы работы: «Дидактическая игра  как   средство  развития речевой  деятельности  у  дошкольников.»

1. Дидактическая игра как средство всестороннего и речевого развития дошкольника

Современный словарь по педагогике так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры по праву считаются одним из самых эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях.

Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»). Таким образом из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер. В зависимости от цели её использования она может быть:

  • средством (как деятельность);
  • методом;
  • формой обучения и воспитания детей.

Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Очень главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности,        совершенствованию        внимания памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических

навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая  достигается  определёнными  игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, учебно - образовательным процессом.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т.д.

Помимо этого, использование дидактических игр формируют у детей способность понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на них откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств, для раскрытия художественного образа. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям можно предложить картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. При произнесении какого-либо выражения можно предложить подобрать к нему соответствующие иллюстрации. Это поможет детям лучше понять смысл данных выражений, стимулирует уместное их употребление в соответственных речевых высказываниях, чтобы другим было интересно.

Дидактические игры научат детей творческому отношению к произведениям устного народного творчества. Импровизации по мотивам русских народных сказок подготовят ребят к логичному и точному использованию средств речевой выразительности в собственной речевой деятельности. Дидактические игры помогут развитию образной речи и развивают речь в процессе практического общения. Игры помогут приобретению единства мысли и слова, мышления и речи. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивают мыслительную деятельность. Развитие речемыслительной деятельности важнейшая задача подготовки дошкольников к школе. В игре идёт развитие разных сторон и функций речи.

От содержания и характера игр зависит характер развития речи в каждый период жизни детей. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее находит контакты даже в незнакомом обществе.

Дидактические игры должны быть направлены на достижение главной цели – устанавливать партнёрские отношения между детьми, преодолевать замкнутость, стеснительность.

Дидактические игры способствуют осознанному отношению детей к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивают те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, мог эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте -это залог в дальнейшем к благополучному обучению в школе.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

  1. Виды дидактических игр для речевого развития детей и этапы проведения

В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие виды игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например, «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес  детей.  Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

  • формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
  • развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды — отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чисто говорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
  • развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» — дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
  • для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» — составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например, «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.

Дидактические игры рекомендуется проводить в несколько этапов.

  1. этап - подготовительный

Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

  1. этап - развивающий

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико- грамматических ошибок.

  1. этап - закрепляющий

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

  1. Условия, при которых дидактическая игра выступает средством речевого развития дошкольника

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делая игру занимательной, напряженной. Л.С.Выготский подчеркивал, что, чем правила игры жестче, тем игра становится напряжённее, острее. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками. Важно, определяя правила игры. Ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игрового упражнения тем, что выполнение в ней правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы. Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы.  Но чтобы игра была интереснее, и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например, на столах у детей в коробочке лежат фишки, тот, кто заметил небылицу, кладет перед собой фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Итак, первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры педагогом, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов и др.; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной темы; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, для решения игровой задачи.

Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и обещает, что в следующий раз можно поиграть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективных приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогатить ее новым материалом.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Для того чтобы вызвать у детей интерес, желание играть, следует использовать различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, сговор на игру. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Итак, используемые в ДОУ дидактические игры, как свидетельствует практика работы ДОУ, способствует решению многих задач воспитания дошкольников и этот процесс будет эффективнее, по мнению ученых, при соблюдении педагогом определенных условий.

Чтобы грамотно организовать игровую деятельность детей педагог должен хорошо знать, как возрастные, так и индивидуальные особенности детей той группы, на которой он работает.

Заключение

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка и огромное воздействие оказывает на речевое развитие дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1981
  2. Усова А.П. Обучение в детском саду. –М., 1981
  3. Усова А,П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В. Запорожца.- 1976г
  4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
  5. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.
  6. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.
  8. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9.
  9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.
  10. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

12. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г.

12.        Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991
  2. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

                  Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития  речевой деятельности старших дошкольников"...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей младшего возраста....

«Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников»

В данном докладе идет речь о значении дидактической игры как средства речевой деятельности младших дошкольников...

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности старших дошкольников

Значение и применение песочной игротерапии для работы по речевому развитию старших дошкольников....