Выступление на тему: «Использование сказкотерапии для детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Садрева Лариса Николаевна

«Использование сказкотерапии для детей с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Использование сказкотерапии для детей с ОВЗ»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти   в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родари.

 

Откуда взялась сказкотерапия

          Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

         Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арт-терапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?:

-это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; 

-это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

-это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;

-это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;

-это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

-это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Цели и задачи сказкотерапии:

  • активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания
  • создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  • стимулирование творческого самовыражения, а также формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
  • снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  • развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  • выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
  • развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.


Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой). Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.

Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.

Виды сказок использующихся в сказкотерапии: 

Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).

Сказкотерапия для гиперактивных детей. В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.

Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.

Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении. Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...

Конспект на тему «Путешествие волшебных слов» с использованием сказкотерапии для детей первой младшей группы

Цель: Обучение детей вместе с взрослым пересказывать сказку “Теремок”.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.Способствовать улучшению социальн...

Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"

Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие  музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивае...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников »

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» ;«Социально - коммуникативное развитие» ;«Познавательное развитие»; «Художественно - эстетическое развитие» ; «Речевое развитие». Цель: углу...