Консультация на родительском собрании "Возрастные особенности развития речи нормотипичных детей 5-6 лет и отклонении (дети с ТНР)".
консультация по логопедии (старшая группа)
Особенности развития речи по разделам: лексика (словообразование), слоговая структура слова,грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи (фонематический слух),звукопроизношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация на родительском собрании. | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на родительском собрании по теме: «Возрастные особенности развития речи нормотипичных детей
5-6 лет и отклонении (дети с ТНР)».
Учитель-логопед
ЛМБДОУ д/с № 6
Лебедева И. Ю.
Лексический запас:
дети в возрасте 5-6 лет употребляют слова со сходным значением (часы идут, дети идут, дожди идут), с обобщающим значением (посуда, мебель, деревья), используют прилагательные, обозначающие признаки предметов (величинные понятия: длина, ширина, толщина), наречия, характеризующие отношение людей к труду, глаголы, характеризующие трудовую деятельность (лечит, варит, шьет, меняет, развозит и т.д.). На прошлой неделе дети рассказывали о профессии своих родителей с использованием глагольной лексики. Занятие по развитию связной речи прошло плодотворно и интересно. Спасибо Лениным родителям, которые предоставили экипировку пожарного, все дети примерили каску и почувствовали вес боевки. Получив листовки о пожарной безопасности, с занятия ушли довольные... У наших детей в следствие несформированного фонематического восприятия, незнакомые слова тяжело ложатся на память. Можно запоминать слова через использование ассоциативных связей. Вот некоторые приемы...
1-ый прием - можно разделить слово на части и, если одна из частей слова является по звуковому составу отдельным словом, то нужно уточнить ее значение, сделать на ней акцент и отработать слово, которое ребенок не может запомнить. Например: слово «контейнер», Гласный звук «о» ребенок и вы должны произносить, как звук «а», то есть, как слышите. Уточнить, что обозначает слово кан? (река в нашем городе). Значит, слово контейнер начинается со слова кан
2-ой прием - используя картинный материал, можно поиграть: назови картинку между картинками (называете картинки слева направо или сверху вниз, а между картинками в обеих случаях картинка контейнер (показать лист с картинками по слоговой структуре слова)
3-ий прием - посчитай, пять контейнеров)
4-ый прием - дай характеристику контейнеру: контейнер черный, большой, тяжелый и т.д.
5-ый прием - если можно назови слово ласково
6-ой прием - со словами один - много (один контейнер - много контейнеров)
7-ой прием - закрепить слово контейнер в предложении, используя предлоги и изменение существительного по падежам. ( Я посмотрел на контейнер. Я подошел к контейнеру. Я обошел контейнер. Я отошел от контейнера. Я думаю о контейнере).
Я уже говорила, чтобы ребенок запомнил новое слово его надо повторить через игру 120 раз. Проверьте ребенка через три дня, как он его запомнил, как работает его долговременная память.
Словообразование:
Дети в возрасте 5-6 лет образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных и птенцов птиц (у кошки-котенок-котята, у лисы-лисенок-лисята; у грача-грачонок-грачата, у вороны-вороненок-воронята, у гуся-гусенок-гусята). Сейчас прозвучали, если вы услышали, детеныши домашних и диких животных, птенцы домашних и диких птиц. Дети образуют по образцу однокоренные слова (белый, заяц-беляк, побелело, побелка, белила, в пассивный словарь пойдет слово - белоствольная береза и т.д.).
Грамматический строй речи:
Дети правильно используют предлоги. В нашем варианте далеко не так. Предлоги приходится детям давать конкретно, сначала используя проигрывание, а затем картинный материал. Отрабатываем предлоги: «в - из, к -от, за - перед, над - под, на - с (со). Причем каждый предлог даем отдельно, а затем их сравниваем.
У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе стоит одна чашка. На столе стоит один чайник. На столе стоят пять чашек), существительные с прилагательными (На столе стоит красная чашка. На столе стоят красные чашки. На столе стоят пять красных чашек). Мы конкретно, тренажерно в каждой теме отрабатываем согласование сначала в словосочетании, а потом в предложении. У детей при нормальном речевом развитии формируется умение использовать несклоняемые существительные, такие как пальто, пианино, эскимо и др. Мы эти слова активно вводим в предложение в подготовительном возрасте.
Дети пяти-шести лет продолжают учиться составлять простые, сложные предложения. Испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом «который». Наши дети учатся использовать в речи простые предложения, распространенные однородными прилагательными ( На грядке вырос зеленый, длинный, сочный, вкусный огурец), а также предложения с противительным союзом «а» (Помидор красный, а перец желтый. Помидор круглый, а перец овальный) и др.
Связная речь:
совершенствуется диалогическая и монологическая речь, дети поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дети самостоятельно составляют рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера. Часть детей нашей группы испытывают затруднения на занятиях по развитию связной речи. Поэтому мы их предварительно готовим и предлагаем посильную помощь со стороны взрослого. Что касается творческих рассказов, мы будем над ними работать в подготовительном возрасте.
Звуковая сторона речи:
В норме дети 5-6 лет правильно произносят звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие, звуки «ч, щ». Могут быть ошибки при различении. Недостаточно сформированы звуки «л, р». Часть детей группы оглушает, смягчает согласные звуки. Допускают ошибки при использовании гласных звуков. В звукопроизношении присутствуют замены, искажения звуков. В этом году будем различать согласные звуки по твердости-мягкости, а в следующем году по глухости-звонкости. Дети знают, что гласные обозначаем красным цветом. Твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым.
О звукопроизношении:
существует миф о логопедах, что звуки ставятся на раз, два, три и часто родители сетуют на то, что одним детям звуки ставит специалист за одно-два занятия, а другим долго... Надо понимать, что у каждого ребенка свой характер, темперамент, уровень развития речи, степень желания научиться произносить звук правильно. Звук ставится быстро, когда артикуляционный аппарат в ходе выполнения ежедневных артикуляционных упражнений подготовлен к постановке звука, а так же выработана правильно - направленная, сильная воздушная струя, как, например, при звуке «р». Постановка звука это 30% успеха. А 70 % это работа по закреплению изолированного звучания, это автоматизация звука на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, связной речи. Закрепление звука это нелегкий труд для детей, так как необходимо повторять однообразные звуки, быть при этом процессе собранным и внимательным. А так же это работа по развитию фонематического слуха. Ребенок должен научиться слышать данный звук в чужой и собственной речи. Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Поэтому быстрых и качественных результатов можно добиться при регулярной и комплексной коррекции. Закрепление звука ложится на плечи родителей и достигается при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. Зачем спросите вы специалисты предлагают домашние задания и настоятельно требуют их выполнять? Выполнение домашних заданий необходимо, чтобы добиться «автоматизма», то есть сделать новый навык не просто очередным умением, а неотъемлемой частью ребенка. Поэтому домашние задания необходимо выполнять регулярно и систематически, так как от нашей с вами совместной деятельности по отношению к коррекции речи ребенка зависит качество речи в целом. Это и звукопроизношение и ССС, и словарь и использование ЛГК и собственно сама связная речь. Читайте внимательно домашнее задание, спрашивайте у детей, они уже много знают, направляйте, контролируйте их, дайте возможность ребенку исправить ошибку самостоятельно. Домашнее задание должно быть выполнено качественно. Желаю нам всем и детям и взрослым здоровья и терпенья и хороших результатов по коррекции речи к концу учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...
Родительское собрание "Особенности развития речи детей 4-5 лет""
Протокол № 2родительского собрания в средней группе от 23.11.2011г.Тема: «Особенности развития речи детей 4-5 лет»Повестка дня:1.Доклад «Особенности развития речи детей 4-5 лет»2. Наши праздники...
консультация для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет"
1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 летРазвитие речи в онтогенезе.(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическ...
Презентация к родительскому собранию "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Материал раскрывает основные особенности речевого развития детей раннего возраста....
консультация для воспитателей«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ»
для своевременного и правильного речевого развития детей необходим ряд определенных психологических условий...
родительское собрание : особенности развития речи детей 3-4 лет, и способы ее развития
в данной публикации рассказывается об соновных особенностях развития речи детей младшего возраста...
Конспект родительского собрания "Особенности развития речи детей в первой младшей группе"
познакомить родителей с особенностями речевого развития детей дошкольного возраста; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь детского сада....