Артикуляция звука К,К*,Х,Х*,Г,Г*.
материал по логопедии

Артикуляция звука К,К*,Х,Х*,Г,Г*.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад № 3 «Сказка» муниципального района

Калтасинский район Республики Башкортостан

Артикуляция звука К,К*,Х,Х*,Г,Г*.

Учитель - логопед: Шуматова К.С.

Калтасы 2023г.

Артикуляция звука [К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К - это заднеязычный смычной звук.

Г: формируется так же, но голосовые связки работают, слышен голос.

Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит струя воздуха. Это - заднеязычный щелевой звук.

Мягкие звуки К*, Г*, Х* образуются так же, но смычка или щель перемещаются вперед.

Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма- дефектное воспроизведение звуков [К], [К']., г и г' — гаммацизм, х и х' — хитизм.

Виды неправильного произношения заднеязычных

1. Отсутствие

Иногда при опущенном языке слышится едва уловимое щёлканье голосовых связок

2. Замена (г-д, к-т, х-т, х-к)

Мягкие варианты кь, гь заменяются на боковые ть, дь

Иногда звук Г заменяется на звук, напоминающий южноукраинский Г (как бы звонкий Х)

1. Постановка звука по подражанию

Этот способ эффективен при отсутствии звука Х, либо его замене на Ф

Ребёнку не следует широко открывать рот, так как задняя часть спинки не дотягивается до нёба. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.

Предложите ребёнку имитировать смех. Смеяться негромко и низким голосом. Взрослый это делает очень эмоционально, чтобы ребёнок не догадался, что вы произносите звук Х.

При произнесении ХА-ХА-ХА звук А должен звучать как нечто среднее между А и Э

Пусть ребёнок смеётся, подставив ко рту ладонь и «попадая в неё своими смешками», ощущая горячую струю воздуха.

В дальнейшем предложите ребёнку смеяться «с нажимом», похохотать насмешливо, издевательски, смешки должны быть короткими и чётко попадать на ладонь, звук Х взрослый произносит всё более чётко.

2. Постановка звука Х от правильного «К» :

Не отрывая язык от нёба, ребёнок произносит «К», как бы выдувая его: КХ-Х-Х-Х; для контроля ребёнок может подставить ладонь ко рту, в дальнейшем присоединить гласный: Х-Х-ХА.

2. Постановка звука Х от правильного мягкого «ХЬ» :

Начните «хихикать» : тихо и отрывисто, не делая упора на гласный звук, дать ребёнку почувствовать, как воздушная струя «верещит» в горле, можно подставив ладонь ко рту.

Затем предложить ребёнку, хихикая, открыть шире рот, должен получиться твёрдый Х

Если мягкость сохраняется, то продолжать шире открывать рот, не отрывая спинку от нёба.

Способы постановки звука «К» :

1. Постановка звука по подражанию :

«Покашлять» с широко открытым ртом, тихо, с минимальным выдохом, будет слышаться лёгкое придыхание.

Большим и указательным пальцем руки логопед может слегка сдавить шею в области горла под подбородком; это сделает звук К при покашливании более отчётливым.

2. Постановка звука «К» от правильного «Х» :

Предложите ребёнку рассмотреть, как он произносит звук Х : корень языка прикасается к нёбу, пусть ощупает это место языком.

Нужно, чтобы во время длительного произнесения Х, ребёнок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Если звук получается слишком взрывным или напряженным, нужно потренировать его шёпотное звучание.

3. Постановка звука «К» на вдохе:

Ребёнок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину» Покажите ребёнку, как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию КА-КА-КА.

В дальнейшем пусть ребёнок произносит слог КА сначала на вдохе и тут же на выдохе:

(«всосал улитку – теперь выпусти её» или «всхрапнул внутрь – теперь наружу»)

Когда слог КА на вдохе ребёнок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно, затем тренируйте этот звук на выдохе в сочетании с другими гласными.

4. Постановка звука «К» с механической помощью (целесообразно при парезах языка)

для этой цели можно взять широкий шпатель, чайную ложечку.

(предмет должен быть достаточно широким, иначе язык будет уворачиваться от инструмента).

-предложите ребёнку произносить слоги ТА-ТА-ТА; в это время вы, нажимая на его кончик языка, постепенно и осторожно продвигаете его вглубь рта; всё это время ребёнок произносит слоги ТА-ТА-ТА

-по мере продвижения языка вглубь рта звук будет меняться : нечёткий ТЬ, затем нечёткий мягкий КЬ, в какой-то момент вы услышите КА-КА-КА

-перед выполнением упражнения расскажите ребёнку, что вы собираетесь делать; предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать язык вглубь рта, и что звук, который он будет произносить, от этого будет меняться; пусть не мешает ему изменяться; предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

-когда получится правильный звук К, ещё какое-то время придерживайте язык ребёнка шпателем, сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать, как-нибудь его назовите (покашливающий звук) и ещё раз проговорите с ним эти слоги; когда ребёнок начнёт произносить их безошибочно, назовите звук К.

Правильная артикуляция мягкого звука «КЬ»

При этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, а его средняя часть – в нёбо, образуя смычку, которую выходящая струя разрывает.

Губы, обнажая зубы, - в «улыбке».

Струя идёт по середине языка при смычке.

Способы постановки мягкого звука КЬ

Начните работу с произнесения звука «И»

При смычке средняя часть языка касается нёба и резко опускается. Если длительно прижимать эту часть к нёбу, воздух может пойти по краям языка и будет слышаться хлюпающий звук.

И-ХИ-КИ; предложите ребёнку с напряжением произнести : КИСА, а затем задержаться на первом слоге – КИ; потом пробуем произнести этот звук отдельно : КьКьКь

Можно также поставить звук «Г» от «ДА»;

звук «Х» от «СА» (СА-СЯ-ХЯ-ХА)

Алгоритм работы над звуком :

автоматизация в слогах

-в словах:

-в словах между двумя гласными

-в стечении с согласными

дифференциация звуков, акустически близких по звучанию:

-в словах

-во фразе

«Подскажи словечко». Ребенку предлагается завершить чистоговорку, используя подсказки (картинки):

ОКОКОК – ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ СОК …

ОКОКОК – ЗАИГРАЛ… РОЖОК

ОКОКОК – НАЧАЛСЯ… УРОК

ОКОКОК – У РЕКИ… ПЕСОК

Для закрепления произношения звука [К] в обратных слогах можно использовать и игру «У кого кто?»: У волчицы — волчоноК У белки — бельчоноК У зайчихи — зайчоноК У рыси — рысеноК У лисы — лисеноК У лосихи — лосеноК Полезным для многократного проговаривания [К] в обратных слогах является отгадывание загадок. [ККроме загадок, для закрепления правильного произношения звука [К] можно использовать потешки, маленькие стихотворения: Чоки — чоки — чоки — чоК Запускаем мы волчоК! Закружился волчоК, Утомился волчоК... Лег на правый бочоК, Лег на левый бочоК. Речевой материал на закрепление произношения звука [К] целесообразно использовать и при проведении физкультминутки. Например: Четыре Анюточки, Не устав ни чуточки, Пляшут третьи суточки, Всё под прибауточки: ЧОК ЧОК, КАБЛУЧОК ЧУКИ ЧУКИ, ЧУКИ ЧОК ЧУКИ — ЧУКИ, ЧУКИ ЧОК ОТВАЛИЛСЯ КАБЛУЧОК. Продолжать автоматизацию [К] надо и на материале обратных слогов с другими гласными. В случае необходимости закрепляется произношение [К] и в прямых слогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

таблицы по артикуляции звуков

Правильная артикуляция звуков, характеристика звуков...

Артикуляция звуков в игровой форме

Описание характеристик звуков по их артикуляционным признакам....

Артикуляция звука [р]

Этот материал поможет родителям и логопедам в постановки звука [р]....

Презентация "Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике"

Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания  и игры дл...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Звук Л. Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах Артикуляция звука

Данный материал предназначен для родителей и логопедов, готовящих артикуляционный аппарат ребёнка, к постановке звука "Л". ...