Артикуляция звука К,К*,Х,Х*,Г,Г*.
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад № 3 «Сказка» муниципального района
Калтасинский район Республики Башкортостан
Артикуляция звука К,К*,Х,Х*,Г,Г*.
Учитель - логопед: Шуматова К.С.
Калтасы 2023г.
Артикуляция звука [К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К - это заднеязычный смычной звук.
Г: формируется так же, но голосовые связки работают, слышен голос.
Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит струя воздуха. Это - заднеязычный щелевой звук.
Мягкие звуки К*, Г*, Х* образуются так же, но смычка или щель перемещаются вперед.
Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма- дефектное воспроизведение звуков [К], [К']., г и г' — гаммацизм, х и х' — хитизм.
Виды неправильного произношения заднеязычных
1. Отсутствие
Иногда при опущенном языке слышится едва уловимое щёлканье голосовых связок
2. Замена (г-д, к-т, х-т, х-к)
Мягкие варианты кь, гь заменяются на боковые ть, дь
Иногда звук Г заменяется на звук, напоминающий южноукраинский Г (как бы звонкий Х)
1. Постановка звука по подражанию
Этот способ эффективен при отсутствии звука Х, либо его замене на Ф
Ребёнку не следует широко открывать рот, так как задняя часть спинки не дотягивается до нёба. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
Предложите ребёнку имитировать смех. Смеяться негромко и низким голосом. Взрослый это делает очень эмоционально, чтобы ребёнок не догадался, что вы произносите звук Х.
При произнесении ХА-ХА-ХА звук А должен звучать как нечто среднее между А и Э
Пусть ребёнок смеётся, подставив ко рту ладонь и «попадая в неё своими смешками», ощущая горячую струю воздуха.
В дальнейшем предложите ребёнку смеяться «с нажимом», похохотать насмешливо, издевательски, смешки должны быть короткими и чётко попадать на ладонь, звук Х взрослый произносит всё более чётко.
2. Постановка звука Х от правильного «К» :
Не отрывая язык от нёба, ребёнок произносит «К», как бы выдувая его: КХ-Х-Х-Х; для контроля ребёнок может подставить ладонь ко рту, в дальнейшем присоединить гласный: Х-Х-ХА.
2. Постановка звука Х от правильного мягкого «ХЬ» :
Начните «хихикать» : тихо и отрывисто, не делая упора на гласный звук, дать ребёнку почувствовать, как воздушная струя «верещит» в горле, можно подставив ладонь ко рту.
Затем предложить ребёнку, хихикая, открыть шире рот, должен получиться твёрдый Х
Если мягкость сохраняется, то продолжать шире открывать рот, не отрывая спинку от нёба.
Способы постановки звука «К» :
1. Постановка звука по подражанию :
«Покашлять» с широко открытым ртом, тихо, с минимальным выдохом, будет слышаться лёгкое придыхание.
Большим и указательным пальцем руки логопед может слегка сдавить шею в области горла под подбородком; это сделает звук К при покашливании более отчётливым.
2. Постановка звука «К» от правильного «Х» :
Предложите ребёнку рассмотреть, как он произносит звук Х : корень языка прикасается к нёбу, пусть ощупает это место языком.
Нужно, чтобы во время длительного произнесения Х, ребёнок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Если звук получается слишком взрывным или напряженным, нужно потренировать его шёпотное звучание.
3. Постановка звука «К» на вдохе:
Ребёнок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину» Покажите ребёнку, как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию КА-КА-КА.
В дальнейшем пусть ребёнок произносит слог КА сначала на вдохе и тут же на выдохе:
(«всосал улитку – теперь выпусти её» или «всхрапнул внутрь – теперь наружу»)
Когда слог КА на вдохе ребёнок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно, затем тренируйте этот звук на выдохе в сочетании с другими гласными.
4. Постановка звука «К» с механической помощью (целесообразно при парезах языка)
для этой цели можно взять широкий шпатель, чайную ложечку.
(предмет должен быть достаточно широким, иначе язык будет уворачиваться от инструмента).
-предложите ребёнку произносить слоги ТА-ТА-ТА; в это время вы, нажимая на его кончик языка, постепенно и осторожно продвигаете его вглубь рта; всё это время ребёнок произносит слоги ТА-ТА-ТА
-по мере продвижения языка вглубь рта звук будет меняться : нечёткий ТЬ, затем нечёткий мягкий КЬ, в какой-то момент вы услышите КА-КА-КА
-перед выполнением упражнения расскажите ребёнку, что вы собираетесь делать; предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать язык вглубь рта, и что звук, который он будет произносить, от этого будет меняться; пусть не мешает ему изменяться; предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.
-когда получится правильный звук К, ещё какое-то время придерживайте язык ребёнка шпателем, сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать, как-нибудь его назовите (покашливающий звук) и ещё раз проговорите с ним эти слоги; когда ребёнок начнёт произносить их безошибочно, назовите звук К.
Правильная артикуляция мягкого звука «КЬ»
При этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, а его средняя часть – в нёбо, образуя смычку, которую выходящая струя разрывает.
Губы, обнажая зубы, - в «улыбке».
Струя идёт по середине языка при смычке.
Способы постановки мягкого звука КЬ
Начните работу с произнесения звука «И»
При смычке средняя часть языка касается нёба и резко опускается. Если длительно прижимать эту часть к нёбу, воздух может пойти по краям языка и будет слышаться хлюпающий звук.
И-ХИ-КИ; предложите ребёнку с напряжением произнести : КИСА, а затем задержаться на первом слоге – КИ; потом пробуем произнести этот звук отдельно : КьКьКь
Можно также поставить звук «Г» от «ДА»;
звук «Х» от «СА» (СА-СЯ-ХЯ-ХА)
Алгоритм работы над звуком :
автоматизация в слогах
-в словах:
-в словах между двумя гласными
-в стечении с согласными
дифференциация звуков, акустически близких по звучанию:
-в словах
-во фразе
«Подскажи словечко». Ребенку предлагается завершить чистоговорку, используя подсказки (картинки):
ОКОКОК – ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ СОК …
ОКОКОК – ЗАИГРАЛ… РОЖОК
ОКОКОК – НАЧАЛСЯ… УРОК
ОКОКОК – У РЕКИ… ПЕСОК
Для закрепления произношения звука [К] в обратных слогах можно использовать и игру «У кого кто?»: У волчицы — волчоноК У белки — бельчоноК У зайчихи — зайчоноК У рыси — рысеноК У лисы — лисеноК У лосихи — лосеноК Полезным для многократного проговаривания [К] в обратных слогах является отгадывание загадок. [ККроме загадок, для закрепления правильного произношения звука [К] можно использовать потешки, маленькие стихотворения: Чоки — чоки — чоки — чоК Запускаем мы волчоК! Закружился волчоК, Утомился волчоК... Лег на правый бочоК, Лег на левый бочоК. Речевой материал на закрепление произношения звука [К] целесообразно использовать и при проведении физкультминутки. Например: Четыре Анюточки, Не устав ни чуточки, Пляшут третьи суточки, Всё под прибауточки: ЧОК ЧОК, КАБЛУЧОК ЧУКИ ЧУКИ, ЧУКИ ЧОК ЧУКИ — ЧУКИ, ЧУКИ ЧОК ОТВАЛИЛСЯ КАБЛУЧОК. Продолжать автоматизацию [К] надо и на материале обратных слогов с другими гласными. В случае необходимости закрепляется произношение [К] и в прямых слогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
таблицы по артикуляции звуков
Правильная артикуляция звуков, характеристика звуков...
Артикуляция звуков в игровой форме
Описание характеристик звуков по их артикуляционным признакам....
Артикуляция звука [р]
Этот материал поможет родителям и логопедам в постановки звука [р]....
Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛОГОПЕДОВ...
Презентация "Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике"
Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания и игры дл...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Звук Л. Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах Артикуляция звука
Данный материал предназначен для родителей и логопедов, готовящих артикуляционный аппарат ребёнка, к постановке звука "Л". ...