Взаимодействие с родителями. Рекомендации, консультации, всеобуч.
консультация по логопедии

Харлампиева Светлана Яковлевна

В нашем ДОУ  одной из приоритетных форм работы яляется взаимодействие с родителями. Результат коррекционно-развивающей  работы  напрямую зависит от тесного  сотрудничества с семьями воспитанников . С целью  повышения компетентоности  родителей в вопросах речевого развития дошкольника, предпосылок к дальнейшему успешному обучению в школе, организована "Логопедическая гостиная". Задачи которой заключаются  в установлении партнерских отношений с семьями воспитанников и вовлечении в коррекционно - образователный процесс, повышении и актуализации образовательного уровня родителей в вопросах речевого развития детей,   посредством практических  рекомендаций и обогащения методической копилки  дидактическими  пособиями и  играми для дальнейшего использования в домашних условиях по закреплению речевого материала  с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация: "Развитие речи и интеллекта детей с помощью кинезеологических упражнений"437.48 КБ
Файл Практикум-всеобуч "Графический диктант как средство развития графо-моторных навыков и предпосылок к дальнейшему обучению" 16.41 КБ
Microsoft Office document icon Всеобуч для родителей: "Формирование и развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ТНР"45.5 КБ
Файл Всеобуч для родителей :"Особенности развития речи у детей 4-5 лет"17.7 КБ
Файл Всеобуч для родителей: "Особенности развития речи у детей 5-6 лет"17.74 КБ
Файл Консультация для родителей: "Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР как средство коррекции звукопроизношения"18.39 КБ
Файл Всеобуч для родителей: "Речь родителей - образец для ребёнка"16.74 КБ
Файл Консультация для родителей: "Что такое ОНР"15.58 КБ
Файл Рекомендации для родителей: "Игры для развития фонематического восприятия"1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Развитие речи и интеллекта детей дошкольного возраста с помощью кинезеологических упражнений»

         Уважаемые родители, сегодня я хотела бы познакомить вас с нетрадиционной технологией развития речи и умственных способностей детей.

           Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, речи и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий.  Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Логическое мышление – это психическая функция, которая обеспечивает обучение и жизнедеятельность ребенка. Развитие мышления связано с пониманием функционального назначения тех или иных предметов, с формированием представления о различии и сходстве, с пониманием причинноследственных связей. Используется следующая структура работы при развитии  логического мышления.

 

  1. Устанавливаем связь «рисунок – предмет – слово»; 
  2. Устанавливаем связь между рисунком и событием; 3) Учимся понимать смысл сюжетных картинок; 

4) Учимся понимать серии сюжетных картинок. 

 

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Существует основное требование к использованию кинезиологических методов. Это точное выполнение всех приемов и движений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог или родитель  должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, именно гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения подростков , стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаѐм предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

В настоящее время учѐные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых:  

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие речи; -     устранение дислексии; -     развитие мышления.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

  • воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;
  • воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:     1.Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

 Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

 2. Упражнения, улучшающие возможности приѐма и переработки информации движения конечностями перекрѐстно-латерального характера).  

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

 3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрѐстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Применение упражнений возможно как дома так и в детском саду. Желательно, чтоб каждый дошкольник почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия.

Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.    С каждым днѐм задания могут усложняться, объѐм заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребѐнка и переход еѐ в зону актуального развития.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария  и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в развитии.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять  10-15  минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Рекомендуется реализовать кинезиологический цикл:

  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель). Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель). Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель)                      Примерные упражнения для дошкольников: 

 Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 

 Кулак - ребро - ладонь  Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз.                

Можно         давать         себе         команды         (кулак         -         ребро         -         ладонь).

Лезгинка  

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

 

 

 Змейка  

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

 Ухо - нос 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

 

 

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.

Пальчиковая гимнастика 

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.

Точечный массаж На полянке стоит дом. 

В этом доме умный гном.  массажируем точку между бровей Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит.  массажируем точки на висках. Упражнение перед психомышечным расслаблением Уже круг, шире круг. Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем,

Руки выше поднимаем.

Кулачки зажали. Тихо посчитали:

1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Оказались за рулем — Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. На корабль мы попали, Волны сильно нас качали. Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.

1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Вот мы на велосипеде Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги, Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Набежала черная туча — Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Дождь пошел и сильный ветер — Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье, Очень трудно без движенья.

1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.

Всем, конечно, очень нравится Лечь, глаза закрыть, расслабиться. Психомышечное расслабление  

Цветные краски. Вот сейчас закроем глазки, И окажемся мы в сказке.

 

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: желтое солнце, синий мячик, красный помидор, зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

 

Массаж ладоней Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Если будем с ним играть — Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики. Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

 

Пальчиковая гимнастика «Новый год»  

Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрьнаружу)

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.( фонарики)

Вот сверкают льдинки, ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет,( пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:(  хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.( по очереди массажируем каждый палец) Букет цветов. 

Посадили зернышко,  (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко») Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!(  кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Зернышко, расти — расти!( ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, ( ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. ( кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

 

 

Пальчиковая гимнастика «Путешествие». 

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.( возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)

Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)

Наши пальчики трещат.(  потирание кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)

К путешествию готовы? (кулаки на коленях)

Да! руки вверх,( ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями) Сядем мы на самолет

И отправимся в полет. (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне.( ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд,( ребром ладони двигаем по коленям или по столу)

Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)

С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)

Перечислить имена детей (зверей). (дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу)

Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке» 

Позвала нас в гости кошка,( ладони на щеках, качаем головой)

И пошли мы по дорожке. (пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Видим дерево высокое, (наставляем кулачки друг над другом)

Видим озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Птицы песенки поют( ладони перекрестно — «птица») Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют,( пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)

Никому их не дают. (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Это дом,( «крыша»)

А в нем окошко. («окно»)

Нас встречают кот и кошка.( хлопаем в ладоши)

Топ-топ,( ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Мы немножко погостим( руки «здороваются»)

И обратно побежим.( пальцы «бегут» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики-брики,( ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

 

  Гусеница 

Шла гусеница по дорожке. У нее в ботинках ножки. Ротик, нос, а глаза — два, И большая голова.

Желтый, зеленый, красный, синий,

С улыбкой ты всегда красивый!(  по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы)

 

 

Чики-чи, чики-чи. 

Кто же это так стучит? (левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот)

Крепко глазки закрываем, (дети закрывают глаза ладонями)

Кто это стучит — узнаем.( ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек),ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет).

Магазин одежды 

Открываем магазин,( соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди,( подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем.( костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки,дети называют различную одежду)

Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем.( массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)

 

Найди животных 

Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям))

Что же мы увидим в нем?( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)) Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют диких животных) По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям))

Видим будки и сараи.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям))

Очень долго удивлялись.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют животных жарких стран) 

Урожай 

Овощи растут на грядке.( скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)

Капуста, перец, огурец,( кулак, ребро, ладонь)

Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)

На грядке овощи растут, (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках) Картофель, помидор, морковь,( кулак, ребро, ладонь)

Мы себя похвалим вновь.( гладим себя по груди)

 

Осень 

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи!( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,( сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы:( ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

Зима 

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.( ладошкой массажируем кончик носа)

Снег,( плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.( ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед!( одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки.( ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй!(ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль.( кулак, ребро, ладонь)

 

 

Грибы да ягоды 

Я в лесу нашел грибок.

Я сорвать его не смог.( ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)

Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)

И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг) Ягодка росла в лесу.

Я домой ее несу.( кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)

Наша ягодка поспела.( делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках)

 

Наши пальчики 

Понемножку по ладошке

Наши пальчики идут,( пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)

Серединку на ладошке

Наши пальчики найдут.( то же другой рукой)

Чтоб внимательнее стать,

Нужно точку нажимать.( нажимать на центр ладони пальцем другой руки ,поменять руки)

Помассировать по кругу,( круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой , поменять руки) А теперь расслабить руку.( легко пошевелить пальцами)

Давим, (крепко сжать кулаки)

Тянем,( напряженно вытянуть пальцы)

Отдыхаем.( расслабить кисть)

Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)

 

 

Внимательный мишка 

По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой) И в бочонке мед нашел.( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал,( надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)

Язычком его лизал.(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Нету меда! (крепко зажать кулаки)

Где же мед?(выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой)

Hyжнo обязательно

Мишке быть внимательным.( указательными пальцами обеих рук стучим по

коленям в ритме фразы                                                          ) 

 

 

Это звери 

У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)

Когти могут поцарапать.( пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда. (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)

Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки ( растираем ладонями уши)

Только на макушке. ( массажируем две точки на темени )

 



Предварительный просмотр:

Практикум - всеобуч

для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР  на тему:

«Графический диктант,

как средство развития  графо-моторных навыков и предпосылок к дальнейшему школьному обучению»

 Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.                                                                

    Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.

Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития  пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.

Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Их можно выполнять в двух вариантах:                                                                                                                    1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.                 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты можно дополнять   загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В результате чего ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбирайте по принципу «от  простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.        В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.  

 Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого.                                                              Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен удовлетворять, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошего обучения  навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите  и никогда ни с кем не сравнивайте. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что изображено. (Можно, например уточнить  у ребенка какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее).     Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами: 1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую. 3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. 4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно поупражняться.

Логопед предлагает родителям поупражняться,  предоставив различные варианты графических диктантов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 312 «Цветик-семицветик»

ул. Гусарова  д 47,  г. Красноярск, 660130       т.(391)245-04-22, 247-28-34    E-mail: dou312@mailkrsk.ru

Учитель-логопед: С.Я. Харлампиева

Всеобуч для родителей:

 « Формирование и развитие фонематического восприятия,

навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ТНР».

             Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ТНР многие исследователи (Г.А. Каше, Р.Е.Левина, Г.А. Никашина) отводят формированию фонематического  восприятия-способности воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

             Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние, но освоение письма.

          Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

 Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Таким образом, без целенаправленного коррекционного воздействия,  включающего  специальные упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ТНР не овладевают грамотным чтением и письмом.

    Зачастую  выпускники речевых групп уходят в общеобразовательные школы  с низким уровнем сформированности  фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, и как следствие этого, у них наблюдаются  элементы дисграфии и дислексии. Но благодаря организованной системной коррекционной  работе можно повысить  уровень развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

При построении работы в данном направлении следует обратиться к методике Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза».

    Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведется в следующей последовательности:

  1. Формирование фонематического слуха.
  1. Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  3. Различение  слов, близких по звуковому составу;
  4. дифференциация фонем;
  5. дифференциация слогов.

  1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Определение порядка звуков в слове;
  2. Выделение отдельных звуков;
  3. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий);
  4. Построение моделей слов (схем).

          Многие авторы Т.А.Ткаченко, Н.Г.Алтухова, А.И. Кравченко советуют начинать  работу по формированию  фонематического восприятия  со следующих упражнений:

Упражнение № 1

 На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.

 Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем  ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

Упражнение № 2

 Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху  ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, стучит карандашом о чашку, водит карандашом по бумаге, мнет бумагу. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Постепенно вводятся модели на которых схематично изображено то или иное действие. Ребенок должен показать или выложить на столе в определенном порядке последовательность моделей действий.

Упражнение № 3

  В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещают сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку  при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

 

Упражнение № 4

  Воспроизведение ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте) используется схематическое изображение ритмического рисунка.

Упражнение № 5

   Кто из детей позвал ребенка (дети стоят в кругу, отгадывающий - отворачивается).

Упражнение № 6

  Определить далеко или близко находится звучащий объект (показать нужную карточку).

Упражнение № 7

  Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты), или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

-Кто сидел на моем стуле?

-Кто ел из моей чашки?

-Кто спал в моей постели?

-Кто же был в нашем доме?

Ребенок должен показать нужный кружок (большой – М.И, средний- Н.П., маленький – М.).

Упражнение № 8

  Взрослый дает ребенку 2 кружка: красный и зеленый. И предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок,  а если неправильное – красный. Затем показывают картинку и громко, медленно, четко произносят звукосочетания:

БАМАМ                                               АЛЬПОМ

ПАМАМ                                               АЛЬМОМ

БАНАН                                                 АБЛЕМ

БАНАМ                                                 АЛЬБОМ

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

          Развивая фонематический слух, проводятся игры  на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используются символы-заменители предметов и явлений окружающего мира животных, птиц,  человека, моря и пр. Предлагая детям игры на идентификацию источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки  или музыкального инструмента), для этого используются схема группы и модель источника шума.

          При воспроизведении ритмического рисунка, отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте, с детьми составляют модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используют кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длинна высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация) и др.

           В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используют различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зеленые кружки). Для дифференциации твердых и мягких согласных звуков можно использовать домики синего (твердый звук) и зеленого (мягкий звук) цветов. Ребенку даются картинки с заданным звуком и он должен расселить их по нужным домикам. Так же можно использовать изображения травы и льда: трава – мягкий  согласный звук, а лед - твердый. Аналогично можно сделать домики для дифференциации гласных-согласных звуков (красный, синий, зеленый). Так же можно использовать карточки с моделями нот (обозначает гласный звук т.к. он поется; зачеркнутая нота-согласный, т.к. петь нельзя).

           Для обозначения глухих и звонких звуков  рекомендуют использовать изображения колокольчика (звонкий-согласный) и перечеркнутый колокольчик – (глухой).

   Н.Г.Алтухова рекомендует использовать модели круга для обозначения твердости и мягкости согласных. Ребенку даются картинки с заданным звуком или читаются слова, а он должен построить модель (с помощью  кругов).

          Для определения местоположения звука в слове – используются «звуковые рыбки».

    Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и  интересным для дошкольников.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №312 «Цветик - семицветик»

г. Красноярск

Учитель-логопед С. Я. Харлампиева

«Особенности речи детей 4-5 лет»

              У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок  начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

         На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Словарь ребенка в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. 

Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то, какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом. Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки). В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните, кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. 

Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. 

Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. 

В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно. Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №312 «Цветик - семицветик»

г. Красноярск

Учитель-логопед С. Я. Харлампиева

«Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых. На шестом году жизни происходит совершенствование всех компонентов речи.

ЛЕКСИКА. Ребёнок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный). Уже владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет), водный (катер), наземный (автобус), подземный (метро).

 Дошкольники этого возраста имеют четкое представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

 Ориентируются в пространстве (справа, сзади...) и времени (вчера, сегодня,

ночью...).  Знают:

- названия месяцев, дней недели, части суток;

 - название своей страны и столицы государства;

 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

 - правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

  СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 На шестом году жизни дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

В этом возрасте воспроизводят слова различной слоговой структуры. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи, вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям!!!

Чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора. При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не

торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные ребенку слова,

обороты непременно объясните. Не подражайте детской речи, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребенка.

3. При чтении сказок, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. Существует множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников: «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду»…

3. Прочитайте с ребенком книгу, разберите новые (непонятные) слова,

попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе

иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом

предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по

развитию речи была систематической.

4. Придумывайте загадки. Детям очень нравится отгадывать загадки.

5. Играйте с детьми в настольные игры.

6. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №312 «Цветик - семицветик»

г. Красноярск

Учитель-логопед С. Я. Харлампиева

«Развитие артикуляционной моторики у детей

 с тяжелыми нарушением речи

как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика  – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной  гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога или родителей.

Педагог(родитель) дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот.  Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Вашему вниманию представляю  несколько комплексов, для игры в данные артикуляционные сказки вам необходимо изготовить Божью коровку без пятнышек, и Зайца.

«Трудолюбивая божья коровка» Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте поможем ей заработать пятнышки, для этого необходимо выполнить упражнения, которые на этих пятнышках нарисованы.

         Маляр -  Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно. Лошадка - Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза). А вот и пятнышко появилось. Грибок - Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка. Дятел  - Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки. Сейчас  она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот  поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

«ЗАЯЦ – ОГОРОДНИК»

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на поляну.

«Лопаточка» (язычок лежит на нижней губе) Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Весёлая змейка» (напряжённый язычок вытянуть вперёд) Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где - то грибок засушенный нашла. «Грибок» (присосать язычок к твёрдому нёбу) «Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала: - Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт «Вкусное варенье» (облизать верхнюю губу) Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

- Смотри рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый. Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень. Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт. - Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка. «Чашечка»( Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий  язык на нижнюю губу и поднимите его  края, так чтобы получилась чашечка) Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать. «Ковшик» (как и чашечка, только кончик языка то поднимается, то опускается)

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. «Лошадка» (щёлкать язычком)

Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №312 «Цветик - семицветик»

г. Красноярск

Учитель-логопед С. Я. Харлампиева

«Речь родителей – образец для ребёнка»

        Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности. Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет.

        Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно приближаясь к образцу.

Ошибки, которые допускают некоторые родители, общаясь с детьми:

  • Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с ребенком способствует его полноценному развитию.

  •  Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с ребенком, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы ребенок  не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко,  проговаривая окончания слов.
  • Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания. В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

  • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи. Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с ребенком. Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.

Дорогие родители!

У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №312 «Цветик - семицветик»

г. Красноярск

Учитель-логопед С. Я. Харлампиева

«Что такое ОНР?»

        Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

      В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

        Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Причины общего недоразвития речи.

        Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

        Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на три года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Педагог – психолог проводятся индивидуальные занятия на развитие внимания, памяти и мышления.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по взаимодействию с родителями

Рекомендации  педагогам ДОУ по взаимодействию с родителями...

Консультация на тему: «Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».

"Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу"...

План взаимодействия с родителями и консультации для родителей средней группы

План взаимодействия с родителями и консультации для родителей средней группы...

Консультация всеобуча для родителей: «Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с и...

Консультация для родителей: «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с ЗПР»

Консультация для родителей: «Рекомендации по взаимодействию с детьми с ЗПР»...