Аденоиды и речевые нарушения у детей.
консультация по логопедии

Кравченко Светлана Ивановна

Одной из наиболее частых патологий уха, горла,носа,ведущей к  тяжелым  нарушениям речи у детей, являются аденоиды..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adenoidy_i_rechevye_narusheniya_u_detey.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Речевые нарушения при аденоидах у детей .

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды - избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и тд.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким, фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

  1. к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
  2. к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
  3. к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.);
  4. к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора:

  1. слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации (слюнотечение);
  2. неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
  • межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
  • нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
  • нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
  • трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
  1. неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [В], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Аденоиды и речевые нарушения

Аденоиды и речевые нарушения. у детей Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды. Аденоиды избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведт к затрудннному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах и несогретый в норме воздух согревается, проходя через носовую полость. Это влечт целый ряд физиологических изменений в организме ребнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания трахею, бронхи, лгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание. В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора хронический аденоид. Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и т.д что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику питание головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности в состоянии гипоксии, а это ведт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей.

У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы. Лицо ребнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо часто приоткрытый рот приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица. Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечт за собой тяжлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, е просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок так называемая закрытая ринолалия. При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и тврдой атаках.

Это, в свою очередь, приводит а к нечткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими дама дыма и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа б к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков от 1 4 в норме до 1 2, 1 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза в к нарушению произносительной дифференциации из-за сильного носового оттенка голоса таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т мебель небель, Мила мина, мне не, Дина Нина, день нень, ладно лано и т.д. г к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков из-за глухости голоса б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора 1 слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации 2 неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха.

Это ведт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются а межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации б нарушение произношения тврдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации. в нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации г трудности, часто невозможность артикулирования соноров. 3 неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведт к нарушению произношения звука в, к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию в том числе предлога в. Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжлых речевых нарушений у дошкольников стртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи. И.Ю.Кондратенко Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Информация для родителей...

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды....

Аденоиды и речевые нарушения у детей

Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот нео...

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развитие речи детей....

Аденоиды и речевые нарушения у детей.

Как влияют аденоиды на развм\итие речи у детей....

Консультация для родителей на тему" Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Аденоиды - одна из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущая к тяжёлым нарушениям речи у детей....