Памятка (консультация) для родителей "Волшебный мир звуков"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Игры на развитие фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_volshebnyy_mir_zvukov.docx | 278.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Волшебный мир звуков»
(игры на развитие фонематических представлений)
Подготовила: учитель-логопед Коломацкая И.В.
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома.
Как развить фонематическое восприятие ребёнка?
В какие игры можно поиграть дома?
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» — в конце слышим звук П.). Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.
Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
Игра «Назови картинки»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук,
например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА — Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).
Игра «Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.
Например, ма-ши-на (3 слога).
Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
Игра «Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.
Игра «Шутки - минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют еѐ.
Примеры:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мѐд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползѐт зелѐный лук
С длинными усами.
Источник: xn--264-5cdu0cq4b.xn--p1ai
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Центр развития ребенка – детский сад первой категории
№ 19 «Ивушка» г. Сальска
(МБДОУ №19 «Ивушка» г. Сальска)
Памятка для родителей
«Волшебный мир звуков».
Подготовила учитель-логопед
Коломацкая Ирина Владимировна
г. Сальск
2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-памятка для родителей по составлению звуко-буквенного анализа
краткое описание характеристики звуков и букв...
Памятка родителям "Как работать со звуком"
Даны советы родителям как работать над звуком дома...
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при зак...
Памятка для родителей "Какие бывают звуки"
Памятка поможет родителям разобраться и вспомнить какие бывают звуки (гласные и согласные), как мы их обозначаем на письме, как узнать сколько в слове слогов и т.д....
Памятка для родителей "Учимся слушать звуки и правильно их произносить"
В данной памятке родителям предлагаются игровые методы и приемы для автоматизации поставленных звуков...
Методическая разработка - памятка для родителей "Игры со звуками"
В этой памятке описание некоторых игр со звуками, в которые родители могут играть со своими детьми в любое время: дома, на прогулке, по дороге в детский сад и т.д. Эти игры помогут вам интересно и с п...