Логопедическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии
Логопедическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristiki_na_mmpo_24g.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
В территориальную
психолого-медико-
педагогическую комиссию
городского округа город Выкса
Логопедическая характеристика
на ребенка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребенка: …………
Дата рождения: 12.07. 20…. г.
Домашний адрес: г. Выкса, ул. ………..
Посещает (старшую) подготовительную группу №….
Раннее речевое развитие:
(показатели раннего развития выставлены примерные, в скобках – по диагностике до 1 г., за скобкой – сформированы у данного ребенка.)
Гуление – в (4мес.) - 5 мес; спонтанный лепет (6 м.) 8 мес; обл. слова – (11 мес) -1г.5мес; общеупотребительные сл. (1г.6мес) – 1г.9 мес; фраза (1г.9 мес.) 2г.7мес. Ранее речевое развитие с ребенком не проводилось (проводилось в возрасте ….)
Речевое развитие мальчика (девочки ) не прерывалось ( прерывалось по причине….)
При поступлении в МБДОУ речевое развитие ребенка значительно отставало от возрастной нормы.
Развитие понимания речи (Р.п.) Демида, Марии) было на простом бытовом уровне. Мальчик (девочка) понимал (а) речь окружающих, выполнял (а) простые одноступенчатые (двуступенчатые ) инструкции, ориентировался (лась) в простых знакомых ситуациях окружающей действительности. Понимание более отвлеченных понятий, текстовых содержаний речи (рассказов, сказок и т.д. было затруднено). Значительно была нарушена произносительная сторона речи. (далее печатается ребенок).
На момент логопедического обследования - ребенку 6 лет, 2 мес.
Развитие понимания речи ребенком достаточное, адекватное, соответствует общему и возрастному уровню. Ребенок понимает простые речевые инструкции, ориентирован в знакомой окружающей действительности.
Аанатомическое строение артикуляционного аппарата:
- Состояние прикуса (бокового, прямого) – нарушен, без особенностей;
- Движения языка в ротовой полости: (свободное перемещение языка в р.п. замедленное, наличие (отсутствие тремора, саливации). Если есть саливация, в какой степени: выраженная, или незначительная, периодически.)
- Подвижность артикуляционной моторики: ( в пределах возрастной нормы или нарушена –движения артикуляции неточные, вялые; простые произвольные артикуляционные движения воспроизводит по показу, или выполняет по слову, их объем, дифференциация, скорость переключаемости с одной артикуляционной позы на другую, длительность удерживания артикуляционные позы (длительно, кратковременно), объем артикуляционных движений достаточный, средний, снижен и т.д.).
Фонетика: Значительно (незначительно) нарушена произносительная сторона речи по типу замен, смешения, искажений, пропусков - сонорных, шипящих, свистящих звуков.
(Не) удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, слов со стечением согласных, нарушена звуконаполняемость более сложных слов. (Не) соблюдает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда.
Состояние динамической стороны речи (общее звучание речи):
голос достаточной силы, (слабый, истощающийся, прерывистый , назализованный), темп речи быстрый, средний, замедленный, просодические элементы речи сформированы недостаточно (достаточно), речь эхолаличная, скандированная, плавная), дыхание поверхностное (диафрагмальное), заикания нет.
Фонематический слух, навыки фонематического анализа, синтеза
- фонематический слух (восприятие) развит (не) достаточно или фонематический слух (восприятие) (не) сформирован, или соответственно возрасту;
- фонематический синтез (не) сформирован; (не) образует слова из последовательно названных звуков;
- фонематические представления (не) сформированы; (не) затрудняется придумывать слова на заданные звуки, отбирать картинки;
- испытывает значительные трудности при выполнении более сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- (не) правильно дифференцирует слова;
- (не) владеет звукобуквенным анализом и синтезом;
- после многократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов;
- допускает многочисленные ошибки при выделении звука и слова, при отборе картинок на заданный звук;
- (не) справляется с заданием на определение последовательности и места звука в слове;
- отмечается незрелость фонематического восприятия;
- испытывает значительные трудности дифференциации звуков: звонких-глухих, твердых-мягких;
- низкий уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах;
- (не) точно различает понятие звук, буква, слог;
-затруднены сложные формы звукового анализа.
Словарный запас :
- снижен, в основном до обиходно- бытовой лексики (соответствует возрастному уровню);
- объем словарного запаса (не) достаточный, (не) соответствует возрасту, в пределах обихода, резко ограничен;
- пополнение словаря снижено, низкое, среднее;
- трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных, обобщающих слов;
-(не) понимает лексическое значение многих слов, ( не может объяснить), допускает ошибки в их употреблении;
-ограничен словарный запас, возникают трудности в подборе нужного слова для высказывания мысли;
недостаточно слов, отображающих качество, признаки, состояние предметов и действий, а так же способы действий;
- употребляет слова в конкретно-суженном значении;
- преобладает номинативный словарь;
- соотношение пассивного и активного словаря одинаково (преобладает пассивный словарь);
- навыки словоизменения и словообразования ( не) сформированы. На вопросы чаще отвечает односложно, или простой фразой.
- преимущественное употребление слов на уровне существительных, глаголов, реже прилагательных, наречий;
- притяжательные, относительные местоимения произносит неправильно;
Грамматический строй речи:
-(не) достаточно сформирован на данный возраст;
- в речи отсутствуют предложения сложных синтаксических конструкций;
- несогласование слов во фразе, допускает большое количество аграмматизмов
в устной речи;
- трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке;
- нарушен порядок слов в предложении, допускает набор слов вместо предложения;
- недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения;
- при употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски, допускает ошибки в употреблении предлогов;
- (-не) пользуется сложными предлогами, предлоги опускает, заменяет;
- допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами;
- отмечаются значительные затруднения, а часто и полное неумение распространять и строить сложные предложения.
-предложения грамматически недостаточно оформлены, ответы односложные, фразой, или простым предложением.
Связная речь:
- (не) соответствует возрастной норме ;
- в стадии формирования;
- требует дальнейшего развития;
- не сформирована;
- При пересказе передает содержание неполно, упрощенно, пересказывает отдельные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные и временные связи;
- Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение;
- (Не) сохраняет основной сюжет линии, при пересказе «соскальзывает» на второстепенные детали;
- рассказ (пересказ) самостоятельно передать затрудняется. Требуется помощь взрослого в виде подсказок, опорных, наводящих вопросов. Пересказ (рассказ) недостаточно связный, отличается логической непоследовательностью, повторами;
- общий смысл прочитанного (не) понимает. – по картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различает существенные и второстепенные детали;
- в самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях;
- связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств;
- рассказы со скрытым смыслом недоступны (труднодоступны);
Из-за многочисленных фонетических нарушений речь ребенка смазанная, нечеткая, не всегда понятна окружающим. Отмечается многословность, (или недостаточная развернутость высказываний. Предложения отличаются стереотипностью, объем используемых в устной речи слов беден, ограничен, поэтому происходит неточное употребление слов.
- диалог выстраивать затрудняется. (не) сохраняет логическую последовательность в передаче событий, действий.
Заключение: ……….
Рекомендации:
- развитие понимания речи до возрастного уровня;
- пополнение, активизация и уточнение словаря;
- работа над развитием слоговой структуры слов, фразовой речи;
- работа над подвижностью артикуляционной и пальцевой моторики;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха, грамматического строя, связной речи;
«…»__________20
Заведующий_____________подпись (Ф.И.О.)
Учитель-дефектолог_____подпись (Ф.И.О.)
С характеристикой ознакомлен (на) родитель _______ ….. …….
В территориальную
психолого-медико-
педагогическую комиссию
Характеристика учителя- дефектолога
на ребенка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребенка: …………
Дата рождения: 12.07. 20…. г.
Домашний адрес: г. Выкса, ул. ………..
Посещает (старшую) подготовительную группу №….
Ребенок поступил в дошкольное учреждение из семьи. Адаптация проходила (легко (тяжело, по среднему уровню сложности).
Личностные особенности ребенка
Внешний вид ребенка благоприятный, ребенок идет на контакт со сверстниками (легко, охотно, свободно, сложно, со взрослыми – избирательно).
- ребенок понимает близкородственные связи;
- сформирован круг представлений о знакомой окружающей действительности (представления достаточные, фрагментарные, формальные);
- ребенок застенчивый (капризный, плаксивый, апатичный, робкий );
- проявляет агрессию, наблюдаются неадекватные реакции, вспыльчивый, обидчивый;
Поведенческие особенности ребенка
-отмечается (не) сформированность навыков социального общения;
- в общении с детьми отмечаются реакции негативизма, демонстративности;
- поведение: спокойное, беспокойное, адекватное ситуации;
- в поведении расторможен, не удерживает дистанции со взрослыми;
-ребенок (предпочитает ) не умеет играть с детьми, с удовольствием участвует в с.р. играх ;
- в контакт вступает «слишком» легко, многоречив, навязчив;
- проявляет лидерские качества, ведомый;
-имеет вредные привычки; (какие указать)
- поведение девиантной направленности.
Особенности психофизического развития
- литеральные предпочтения преимущественно правосторонние (левосторонние), ведущая рука правая (левая);
- общая двигательная сфера развита достаточно (недостаточно, отмечается двигательная моторная неловкость);
- мелкая моторика развита (не) достаточно, слабая координация пальцев рук;
- с трудом даются точные движения, отмечается тремор пальцев;
-Внимание в целом устойчивое (неустойчивое);
- переключение, концентрация и распределение внимания недостаточно;
- испытывает трудности при распределении внимания;
- определяется недостаточность организующей функции.
Память
- преобладает( механическая, зрительная, речевая, слуховая, кратковременная память);
- замедлен процесс запоминания;
- все виды памяти развиты (достаточно) недостаточно;
- низкий объем зрительной памяти
- объем кратковременной речевой памяти соответствует возрасту;
- преобладающий вид памяти: зрительная (слуховая).
- восприятие (не) нарушено (сохранно).
Усвоение сенсорных эталонов- цвет, форма, величина, целостность восприятия
- восприятие нарушено (сохранно, замедленное, частичное);
- зрительное восприятие развито лучше, чем речевое;
- восприятие целостное (или фрагментарное).
Восприятие цвета:
- основные цвета узнает и называет (не называет);
- основные цвета не называет, но соотносит и показывает их правильно;
- знает(не знает), называет промежуточные цвета;
- различает основные цвета (выделяет по слову), называет правильно;
- представление о цвете отсутствуют.
Восприятие формы:
- соотносит предметы по форме;
- среди основных форм обозначает…;
- выделяет по слову геометрические фигуры ….
- не имеет представления о форме (не различает фигуры);
Восприятие величины:
- в величине ориентируется методом проб, примериваний, (не) использует, (недостаточно использует) зрительный ориентир;
- (не) имеет представления о величине (пробы( не) использует);
Целостность восприятия:
- Целостность восприятия (не) нарушена сохранна;
- наблюдается нарушение пространственного анализа-синтеза;
-самостоятельно (с помощью) складывает - 2х,3Х.4,6 ч. разрезные картинки.
- временные и сезонные понятия, последовательность дней недели, частей суток (не) сформированы, характерные особенности выделяет ( слабо);
Особенности игровой деятельности
- любимые игры, содержание игр, их длительность;
- как ведет себя в игре, какие роли предпочитает;
- доводит ли игру до конца; подчиняется ли правилам игры;
- взаимоотношения со сверстниками в игре;
- уровень развития игровой деятельности;
- (не) умеет поддерживать игру;
- (не всегда )правильно использует функциональное назначение игровой атрибутики.
Речевое развитие
- речевое развитие значительно отстает от возрастной нормы по всем речевым параметрам. Речь нечеткая, смазанная, с большим количеством нарушенных звуков, грамматически слабо оформленная. Коммуникативная сторона речи значительно снижена, коммуникативные навыки сформированы недостаточно.
Отношение к занятиям
- занимается с удовольствием на занятиях, которые ему нравятся;
- свою деятельность контролирует, самоконтроль в деятельности использует; бывает неусидчив, невнимателен, переспрашивает задание, требует к себе внимания педагога.;
-задание (не) всегда доводит до логического завершения. Оценку не всегда воспринимает адекватно.
- работоспособность на занятии достаточная ( снижена).
Характеристика деятельности
- мотивация деятельности слабая, игровая;
- деятельность не всегда целенаправленная;
- темп деятельности достаточный, снижен (средний, быстрый, неравномерный);
работоспособность значительно снижена, нуждается в дозировании нагрузки;
- положительное внимание на работоспособность оказывает похвала;
- характерна высокая и быстрая утомляемость;
- умеет (не) умеет планировать свою деятельность, доводит (не) доводит работу до конца, отходит от намеченного плана;
- помощь взрослого принимает, использует (не) использует в практической деятельности;
- с трудом переключается на новый вид деятельности;
- умеет (не) умеет работать сосредоточенно, не отвлекаясь.
знания, умения и навыки продуктивной деятельности сформированы недостаточно
( затрудняется работать с ножницами, нет достаточной аккуратности в работе, отмечается моторная неловкость в работе с мелкими деталями);
- обучаемость несколько снижена, запоминание и применение полученных знаний, умений и навыков не всегда использует в практической деятельности.
- эмоционально-волевая сфера незрелая, поведение адекватное;
- преобладающий фон настроения положительно устойчивый (поведение полевое, неустойчивое, отмечается быстрая смена настроения, иногда без причины).
Заключение:
Рекомендации:
«…»__________20
Заведующий_____________подпись (Ф.И.О.)
Учитель-дефектолог_____подпись (Ф.И.О.)
С характеристикой ознакомлен (на) родитель _______ ….. …….
Логопедическая характеристика
на ребенка старшего дошкольного возраста
(Характеристика на повторное прохождение ТПМПК )
Фамилия, имя, отчество ребенка: …………
Дата рождения: 12.07. 20…. г.
Домашний адрес: г. Выкса, ул. ………..
Посещает (старшую) подготовительную группу №….
Раннее речевое развитие:
(показатели выставлены примерные по диагностике до 1 года)
Гуление – в (4) 5 мес; спонтанный лепет (6) 8 мес; обл. слова – (11 мес) -1г.5мес; общеупотребительные сл. (1г.6мес) – 1г.9 мес; фраза (1г.9 мес.) 2г.7мес. Ранее речевое развитие с ребенком не проводилось (проводилось в возрасте ….)
Речевое развитие мальчика (девочки ) не прерывалось ( прерывалось по причине….)
При первичном в МБДОУ речевое развитие ребенка значительно отставало от возрастной нормы.
Развитие понимания речи (Р.п.) Демида ( Марии) было на простом бытовом уровне. Мальчик понимал речь окружающих, выполнял простые одноступенчатые (двуступенчатые ) инструкции, ориентировался (лась) в простых знакомых ситуациях окружающей действительности. Понимание более отвлеченных понятий, текстовых содержаний речи (рассказов, сказок и т.д. было затруднено). Значительно была нарушена произносительная сторона речи.
За прошедший период времени в общем и речевом развитии ребенка отмечается положительная динамика.
Понимание речи достаточное. Ребенок понимает простые речевые инструкции, ориентирован в знакомой окружающей действительности.
Аанатомическое строение артикуляционного аппарата без изменений:
- Состояние прикуса (бокового, прямого без изменений).
- Движения языка в ротовой полости стали подвижнее, исчез тремор языка в статике, устранена саливация. Подвижность артикуляционной моторики улучшилась.. Начал выполнять по показу простые произвольные артикуляционные движения увеличился их объем, дифференциация, улучшилась скорость переключаемости с одной артикуляционной позы на другую, артикуляционные позы пытается удерживать, объем артикуляционных движений средний.
Экспрессивная речь: нарушено произношение сонорных звуков, слоговая структура и звуконаполняемость простых слов стала более сохранна, в более сложных словах еще допускает отдельные нарушения.
Состояние динамической стороны речи: голос достаточной силы, темп речи средний, просодические элементы речи сформированы недостаточно.
Грамматический строй речи, связная речь, фонематическое восприятие улучшилось. Количество аграмматизмов в устной речи стал допускать меньше, появляются сложные предложения, грамматически более правильно оформленные.
Словарный запас мальчика расширился, начинает употреблять в речи слова других частей речи, но переносный, лексический смысл отдельных слов по-прежнему объяснить затрудняется.
Задания на подбор антонимов, обобщающих, однокоренных слов выполняет с помощью. Навыки словоизменения и словообразования сформированы не достаточно. На вопросы чаще мальчик начал отвечать фразой, простым предложением, появляется сложная форма предложений.
Звуко -буквенный анализ выполнять самостоятельно затрудняется.
Заключение:
Рекомендации:
- развитие понимания речи до возрастного уровня;
- пополнение, активизация и уточнение словаря;
- работа над развитием слоговой структуры слов, фразовой речи;
- работа над подвижностью артикуляционной и пальцевой моторики;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха, грамматического строя, связной речи;
«___» 20г.
Руководитель ДОУ__________ Ф.И.О.
М. П.
Учитель-логопед _______ Ф.И.О.
С характеристикой ознакомлен (на) родитель _______ ….. …….
«03сентября» 2024г.
Руководитель ДОУ__________ М. А. Ильичева
М. П.
Учитель-логопед __________Фролкина А.В.
С характеристикой ознакомлен (на) родитель _______ ….. …….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...
Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем
Ключевым понятием фонологии является фонема. Фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия...
План логопедической характеристики для младшего возраста
План логопедической характеристики для младшего возраста...
Логопедическая характеристика для ребенка старшего возраста
Логопедическая характеристика для ребенка старшего возраста...
Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста
Бланк логопедической характеристики ребенка дошкольного возраста для психолого-медико-педагогической комиссии....
Логопедическая характеристика на ребёнка дошкольного возраста
В материале представлен шаблон написания логопедической характеристике на ребёнка дошкольного возраста...
Логопедическая характеристика на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Характеристика на ребенка...