Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью нейропсихологических игр».
консультация (младшая группа)

Фоменко Наталья Игоревна

 Развитие речи ребёнка с помощью нейропсихогических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_neyro.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27 «Ласточка» с приоритетным

осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска

Консультация для родителей

«Развитие речи ребенка с помощью нейропсихологических игр».

Выполнила: Фоменко Н.И.

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

  • если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • есть проблемы с речью разной сложности;
  • наблюдается слабая познавательная деятельность;
  • плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.

Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.

Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:

1. Весёлый мяч.

Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д. Пособие «Мяч и речь» (авторы О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва) в этом поможет.

2. Пальчиковая гимнастика.

Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами.

«Пароходики.»

Пароходик домой

Спешит по прямой!

На волнах качается,

Брызги разлетаются!

Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!

Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.

«Поиграем на дудочке.»

«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке. Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ!

«Оладушки.»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

«Сидит белка на тележке.»

Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот)

Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.

Все пальцы « скачут» по столу:

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

«Петушок.»

Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»).

Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга),

Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

3. Дыхательная гимнастика.

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать бумажную салфетку или перо со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/снежинку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть и т. д.

Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».

4. Звуковая гимнастика.

Учим ребёнка слышать и петь гласные звуки:

- встали ровно, руки в стороны и поем: А...

- руки поднимаются в стороны, смыкаются кругом над головой, качаемся: О...

- руки тянем от груди вперед и поем: У...

- руки от груди разводим в стороны и поём: Ы...

- руки тянем вверх и встаем на цыпочки, хотим подрасти, поем: И...

- руками рисуем круг перед собой, поднимаем и опускаем руки : Э...

А О У Ы И Э поются протяжно, долго с разной интонацией.

5. Межполушарное рисование.

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

6. Кинезиологические упражнения.

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

Упражнение «Ладошки»

Ладошки вверх!

(кладем ладони на стол внешней стороной вниз)

Ладошки вниз!

(переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(зажимаем ладони в кулаки)

Упражнение «Кулак – ладонь»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

Упражнение «Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

Упражнение «Зеркало»

Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

По этому же принципу строится нейроигра: «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обяза...

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Консультация для  родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития все...

Консультация для родителей "Развитие интеллекта ребенка при помощи пластилинографии"

Консультация для родителейРазвитие интеллекта ребенка  при помощи пластилинографииИстоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью сказки».

laquo;Развитие речи детей с помощью сказки». «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, илюди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камен...

Консультация для родителей "Развитие речи детей с помощью сказок"

Независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, — ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивае...

Консультация для родителей Развиваем речь ребенка с помощью сказки

Данная консультация поможет родителям с помощи сказки развивать речь ребенка...