Час вопросов и ответов: «Один в поле не воин»
методическая разработка по логопедии

Игнатьева Елена  Викторовна

Создание условий для работы учителя – логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности по проблеме проведения логопедического часа с применением метода «Модерация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odin_v_pole_ne_voin.docx96.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 171»

Час вопросов и ответов:

 «Один в поле не воин»

Учитель – логопед:

Игнатьева Елена Викторовна

г. Зима

2024 год.

«Один в поле не воин».

Цель: Создание условий для работы учителя – логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности по проблеме проведения логопедического часа с применением метода «Модерация».

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;

2. Повысить у воспитателей компетентность в области проведения логопедического часа с применением метода «Модерация»;

3. Совершенствовать умение педагогов дискутировать, выступать, отвечать на вопросы;

4.  Развивать личностные профессиональные качества педагогов;

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп;

- ведущий: учитель-логопед.

                                                                 Ход

I. Приветствие:  «Имена прилагательные»

Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю каждому участнику выбрать себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с того же звука, что и ваше имя.

Организационный этап.

Логопед: Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в рамках коррекционной работы в ДОУ», а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении по теме  «Логопедический час в группах комбинированной направленности».

Поскольку мы  тесно сотрудничаем и эта тема нам очень знакома и близка, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. А игра «Вопрос – ответ» поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения, здесь каждый из нас сможет проявить свое профессиональное мастерство и поднять себе настроение.

Наше мероприятие предлагаю начать с разминки:

 II «Логопедический словарь»

Подберите понятие к данной аббревиатуре:
- ФОП ДО – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяющая единые для РФ базовые требования, содержание и планируемые результаты дошкольного образования. 

-ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.

 -ТНР - тяжёлые нарушения речи.
- ОНР - Общее недоразвитие речи.

        - ОВЗ - Ограниченные возможности здоровья

III  Вопросы: Метод «Горячего стула» воспитатели

Стулья стоят по кругу, один стул в центре. Ведущий в центре, задаёт  вопрос. отвечать на заданный вопрос, педагог садится на «горячий стул» и т.д.

  1. Перечислите, чем занимается воспитатель в процессе коррекционной работы?
  • Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.
  • Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
  • Автоматизирует поставленные звуки.
  • Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
  • Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
  1.  Какие виды упражнений рекомендуется проводить во время логочаса?

На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:

  • Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи – по указанию логопеда);
  • Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
  • Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
  • Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
  • Закрепление лексико-грамматических категорий;
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков;
  • Развитие артикуляционной моторики
  1.     Примерная структура логочаса.
  • Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
  • Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
  • Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
  • Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
  • Физкультминутка (2мин.).
  • Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).
  • Повторение    лексико-грамматических    упражнений (например: согласование числительного с существительным -«5 книг», изменение
    окончаний в падежных конструкциях – «Нет чего? – Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (5 мин.).
  • Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
  • Индивидуальная работа (5 – 7 мин.)
  1.  Что важно для успешной речевой и психофизической коррекции во время логопедического часа?

Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной  с логопедом коррекционной работы.

  1.  Какие коррекционные задачи относятся к воспитателям группы комбинированной направленности?

К коррекционным задачам воспитателя группы комбинированной  направленности относятся:

1.Постоянное совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Развитие правильного речевого дыхания.

3.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4.Развитие фонематических представлений.

5.Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

7.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на  бездефектном речевом материале.

8. Формирование связной речи.

        Молодцы, справились с этим заданием, проходите за стол. А сейчас я предлагаю гостям поучаствовать в нашем мероприятии. И для этого у нас есть живая шляпа. Вам надо будет ответить на вопросы одним словом, у кого над головой будет шляпа.

VIII. Вопросы (Живая шляпа)

  1.  Система мер по предупреждению речевых нарушений (ПРОФИЛАКТИКА)

 2. Ребёнок, страдающий нарушением звукопроизношения (ЛОГОПАТ)

 3. Гимнастика, направленная на укрепление мышц речевого аппарата (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ)

4. Специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов (ЛОГОПЕД)

5. Ближайший соратник  учителя-логопеда, благодаря которому коррекционная работа ведётся во всех видах деятельности ребёнка. (ВОСПИТАТЕЛЬ).

6.Обязательный документ,  направленный на решение обучающих, развивающих и коррекционных задач, и способствующий воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка (ПЛАН)

7.Документ взаимодействия способствующий  объединить усилия взрослых для успешного речевого развития ребенка (ТЕТРАДЬ)

8.Кто тесно взаимодействует с педагогическим коллективом и по ФГОС является нашими партнёрами (РОДИТЕЛИ)

9.Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве (ИГРА)

10.Один из принципов который лежит в основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя (СОТРУДНИЧЕСТВО)

 Логопед: Отлично потрудились, предлагаю вам отдохнуть

Физминутка  (Музыка)

Педагоги  дружно встали (Выпрямиться.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

IX. «Педагогические пазлы» 

Чтобы наше общение стало более позитивным, хочу подарить вам улыбки весеннего солнца, травы и цветов. ( На подносе мелкие картинки: солнца, травы и цветов). Улыбка – это ключ, который открывает «замки» в душах людей, поэтому дарите почаще друг другу улыбки. Давайте все улыбнёмся.

Воспитателям предложены 3 середины цветка (ромашки) с определением. Педагогам необходимо подобрать лепестки с упражнениями к подходящему определению и найти стебель соответствующий нужному цветку. Подобрав лепестки и стебель к ромашке, заслушиваем определения.

        - Дыхательная гимнастика – это  комплекс упражнений, направленных на увеличение функциональных возможностей дыхательной системы.

На лепестках:

  1. «Сдуть снежинку». Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
  2. «Буря в стакане». Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
  3. «Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
  4. «Прожорливые овощи» Рот - это "воротики", куда дети должны задуть разные лёгкие предметы- для развития речевого дыхания. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в "ротики - воротики".
  5. «Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» - сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

- Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата

На лепестках:

1. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

2. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 

3. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.

4. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).

5. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.

- Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

На лепестках:

1. «Утюжок»

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

 2. «Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. 

3. «Семья»

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,

– Этот пальчик – бабушка,

– Этот пальчик – папочка,

– Этот пальчик – мамочка.

– Этот пальчик – это я.

– Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

4. «Золушка» 

Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.

 5.«Найди похожую» 

На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.

 Учитель-логопед: Предлагаю вам принять участие в блиц – опросе и быстро дать ответы.

X «Блиц - опрос»

Задание: ответить на вопросы.

1. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

2. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (собрание)

3. Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)

4. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

5. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

6. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

7. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

8. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

9. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

10. Звуки видят или слышат? (слышат)

11. С какой буквы начинается предложение? (большой)

12. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше? (устная)

13. Чем обозначаются звуки на письме? (буквой)

14. Что принадлежит вам, а другие им пользуются чаще? (имя)

Кейс для логопедов?

Коллеги, перед вами представлены проблемные  ситуации, которые встречаются  при  взаимодействии учителя – логопеда с воспитателями, специалистами, родителями. Каждый желающий логопед выбирает листочек с ситуацией, который  расположен на магнитной доске в кейсах.  

Варианты проблемных ситуаций:  

1. Группу посещает ребёнок по заключению  ОНР 1 уровня, На 1 сентября ему исполняется 7 лет, мама настаивает продублировать ещё раз подготовительную группу. Как поступить педагогам в данном случае?

2. Нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом, проявления этого нарушения зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. – это…..

  3. Нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и слухом, характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова – это ….

4.  О  тактичности логопеда. ( Диалог зачитать). 

Проанализируйте фрагменты беседы  логопеда с ребенком и родителем.

Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами?

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?

Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, с Марьей Ивановной.

Логопед: Да уж…

 Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя не  нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

Как должен быть построен диалог с родителями. Какие фразы не допустимо использовать в речи учителю логопеду?

XIII  Рефлексия  Заключительный этап(Музыка)

Итак, сегодня в ходе игры мы с вами активизировали наши знания и умения в области развития речи дошкольников и логочаса; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, мне очень понравилось с вами взаимодействовать. Надеюсь и вы для себя узнали что - то новое.  Предлагаю,  оценить свою   и нашу работу   закончив фразу одним предложением. Отправьте ваши пожелания в наш «Логопедический кейс».

Пример: 

Сегодня я узнала…

Меня сегодня удивило…

Больше всего мне понравилось…

Хотелось бы добавить… и т. д.

(Листы с фразами лежат на столе, на подносе). 

                 «Много людям делаем добра
                               Мы своею важною работой,
                               Сколько детям отдаем тепла,
                               Обучая с лаской и заботой.
                               И пускай бывает иногда,
                               В жизни полоса чернее тучи.
                               К детям все равно спешим всегда

                   И для нас профессии нет лучше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-занятие "один в поле не воин"

занятие приурочено ко дню толерантности,состоит из 5 заданий,которые дети выполняют по командам, вконце выявляется команда-победитель....

Тренинг для педагогов "Один в поле не воин"

Цель:  сплочение педагогического коллектива. Задачи тренинга:- формирование благоприятного психологического климата- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между...

Конспект НОД к 23 февраля «Один в поле не воин» с использованием ИКТ и мнемотехники в подготовительной группе

Дошкольное отделение муниципального бюджетного образовательного учреждения«Основная общеобразовательная школа п. Школьный» Конспект НОД к 23 февраля«Один в поле не воин»с ...

Эссе "Один в поле не воин"

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"...

Сценарий "Один в поле не воин"

Сценарий, посвященный Дню защитника Отечества. Очень интересное мероприятие. Так как дети не только играли в игры, но и показывали свою строевую подготовку....

Эссе: «Один в поле не воин» или «наедине со всеми»

Эссе- это прозаическое сочинение, свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по разным поводам....

Спортивный праздник «Один в поле не воин!»

Спортивный  праздник " Один в поле не воин" для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения....