Логоритмика – здоровьесберегающая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии
Следует отметить, что начало XXI века в России характеризуется резким ухудшением общего здоровья, на фоне которого растет число детей с ОВЗ. Плохая экологическая остановка, несбалансированное питание, рост информационных нейропсихологических перегрузок при малоподвижном образе жизни, высокий уровень стресса и другие причины способствует увеличению рождаемости детей с патологией центральной нервной системы.
Группа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья неоднородна и включает в себя детей с различными нарушениями:
- задержкой психического развития;
- интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести;
- расстройством аутистического спектра;
- синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- множественными тяжелыми нарушениями развития, эпилепсией;
- нарушением слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата;
- тяжелыми нарушениями речи и т.д.
Работая учителем-логопедом над коррекцией речевой функции, было выявлено, что у детей с ОВЗ наблюдается недоразвитие психомоторных компонентов: страдает внимание, память; нарушен артикуляционный, кистевой и общий праксис, что проявляется в общей моторной неловкости, недостаточной подвижности органов артикуляции и координированности движений пальцев рук.
При нарушении зрительного восприятия запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Например, дети длительное время не могут запомнить названия основных цветов, определить, где правая и левая рука.
Также у воспитанников с ОВЗ страдает произвольное слуховое внимание, что проявляется в трудностях понимания речевой инструкции педагога.
Следует отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. Они страдают быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью на занятиях. В общении большинство из них характеризуются высокой возбудимостью, расторможенностью, или, наоборот, вялостью и апатией. Дети с ОВЗ эмоционально неустойчивы, у них часто меняется настроение, они капризны и плаксивы.
Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе – основная задача логопеда. Для меня стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику.
Польза от логопедической ритмики не требует никаких пояснений и доказательств. Эта методика проверена годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ. Логоритмика включает в себя такие направления, как:
- движение;
- музыка;
- ритм;
- речь.
Двигательная активность издавна использовалась в качестве лечебного и профилактического средства. Движения в любой форме выступают, как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Двигательная активность способствует повышению эмоционального тонуса, улучшению настроения. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Музыка вовлекает в работу больше частей головного мозга, чем любая другая функция, которую выполняют люди. При прослушивании музыки активизируются несколько областей головного мозга, что позволяет образовывать новые нейронные связи между ними. Именно для этого организуется коррекционно-развивающий процесс – научить ребенка давать адаптивный ответ на какой-либо полученный и обработанный сенсорный стимул.
Ритм - это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, пауз или акцентов. Ритм не только окружает нас, но также ему подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание. Внешняя ритмизация может быть естественной: смена времен года, времени суток, а также созданной самим человеком: график работы магазинов, смена рабочих и выходных дней, узор на одежде или ковре. Определенный удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность в дальнейших событиях, а, как известно, наш мозг стремится к тому, чтобы все было понятно, знакомо и предсказуемо. В этом случае он не испытывает стресс и работает в энергосберегающем режиме. Как показывают исследования, дети с несформированным чувством ритма, которые имеют нарушение моторного планирования, чаще подвержены тревожным состояниям. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно – временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
А что же такое логоритмика?
Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Логоритмические упражнения у детей с ОВЗ развивают: чувства ритма, общий, кистевой и артикуляционный виды праксиса, дыхание, просодическую стороны речи, слуховое внимание, активную речь, воображение и многое другое.
Логопедическая ритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группе дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими заключениями. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения с шумовыми музыкальными инструментами. С дошкольниками с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях учителем-логопедом. Логоритмические упражнения планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог по ритмике, воспитатели) и используются на всех занятиях, в режимных моментах, на прогулках.
Для оценки оздоровительного эффекта от занятий по логопедической ритмике проводится диагностика в начале и в конце учебного года. На каждого ребенка составляется карта индивидуального психомоторного развития и групповой динамики от оздоровительных занятий логоритмикой. Результаты мониторинга определяют общий уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
По моим наблюдениям, логопедическая ритмика как здоровьесберегающая технология для дошкольников с ОВЗ работает на развитие речевых и неречевых функций. Детям легче адаптироваться в новой обстановке, у них снижается уровень стресса при разлуке с родителями. Воспитанники с удовольствием принимают участие в образовательном процессе. Заслышав музыку, знакомый ритм, звуки инструментов у детей активизируется внимание, они легче переключаются с одного вида деятельности на другой, больше двигаются. В процессе коррекционно-развивающей работы заметно развитие дыхательной, опорно – двигательной системы, стабилизируется нервно – психическое состояние. Также обучение с применением дифференцированных приёмов логоритмической работы положительно сказывается и на состоянии речи данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika1.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Малыгина Л. В., г. Москва, учитель-логопед, ГБОУ ОЦДОК
Логоритмика – здоровьесберегающая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Следует отметить, что начало XXI века в России характеризуется резким ухудшением общего здоровья, на фоне которого растет число детей с ОВЗ. Плохая экологическая остановка, несбалансированное питание, рост информационных нейропсихологических перегрузок при малоподвижном образе жизни, высокий уровень стресса и другие причины способствует увеличению рождаемости детей с патологией центральной нервной системы.
Группа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья неоднородна и включает в себя детей с различными нарушениями:
- задержкой психического развития;
- интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести;
- расстройством аутистического спектра;
- синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- множественными тяжелыми нарушениями развития, эпилепсией;
- нарушением слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата;
- тяжелыми нарушениями речи и т.д.
Работая учителем-логопедом над коррекцией речевой функции, было выявлено, что у детей с ОВЗ наблюдается недоразвитие психомоторных компонентов: страдает внимание, память; нарушен артикуляционный, кистевой и общий праксис, что проявляется в общей моторной неловкости, недостаточной подвижности органов артикуляции и координированности движений пальцев рук.
При нарушении зрительного восприятия запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Например, дети длительное время не могут запомнить названия основных цветов, определить, где правая и левая рука.
Также у воспитанников с ОВЗ страдает произвольное слуховое внимание, что проявляется в трудностях понимания речевой инструкции педагога.
Следует отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. Они страдают быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью на занятиях. В общении большинство из них характеризуются высокой возбудимостью, расторможенностью, или, наоборот, вялостью и апатией. Дети с ОВЗ эмоционально неустойчивы, у них часто меняется настроение, они капризны и плаксивы.
Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе – основная задача логопеда. Для меня стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику.
Польза от логопедической ритмики не требует никаких пояснений и доказательств. Эта методика проверена годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ. Логоритмика включает в себя такие направления, как:
- движение;
- музыка;
- ритм;
- речь.
Двигательная активность издавна использовалась в качестве лечебного и профилактического средства. Движения в любой форме выступают, как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Двигательная активность способствует повышению эмоционального тонуса, улучшению настроения. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Музыка вовлекает в работу больше частей головного мозга, чем любая другая функция, которую выполняют люди. При прослушивании музыки активизируются несколько областей головного мозга, что позволяет образовывать новые нейронные связи между ними. Именно для этого организуется коррекционно-развивающий процесс – научить ребенка давать адаптивный ответ на какой-либо полученный и обработанный сенсорный стимул.
Ритм - это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, пауз или акцентов. Ритм не только окружает нас, но также ему подчинены все процессы организма: гормональный фон, биение сердца, дыхание. Внешняя ритмизация может быть естественной: смена времен года, времени суток, а также созданной самим человеком: график работы магазинов, смена рабочих и выходных дней, узор на одежде или ковре. Определенный удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность в дальнейших событиях, а, как известно, наш мозг стремится к тому, чтобы все было понятно, знакомо и предсказуемо. В этом случае он не испытывает стресс и работает в энергосберегающем режиме. Как показывают исследования, дети с несформированным чувством ритма, которые имеют нарушение моторного планирования, чаще подвержены тревожным состояниям. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно – временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
А что же такое логоритмика?
Логоритмика – это методика коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, основанная на ритмизации всех процессов. Логоритмические упражнения у детей с ОВЗ развивают: чувства ритма, общий, кистевой и артикуляционный виды праксиса, дыхание, просодическую стороны речи, слуховое внимание, активную речь, воображение и многое другое.
Логопедическая ритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группе дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими заключениями. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения с шумовыми музыкальными инструментами. С дошкольниками с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях учителем-логопедом. Логоритмические упражнения планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог по ритмике, воспитатели) и используются на всех занятиях, в режимных моментах, на прогулках.
Для оценки оздоровительного эффекта от занятий по логопедической ритмике проводится диагностика в начале и в конце учебного года. На каждого ребенка составляется карта индивидуального психомоторного развития и групповой динамики от оздоровительных занятий логоритмикой. Результаты мониторинга определяют общий уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
По моим наблюдениям, логопедическая ритмика как здоровьесберегающая технология для дошкольников с ОВЗ работает на развитие речевых и неречевых функций. Детям легче адаптироваться в новой обстановке, у них снижается уровень стресса при разлуке с родителями. Воспитанники с удовольствием принимают участие в образовательном процессе. Заслышав музыку, знакомый ритм, звуки инструментов у детей активизируется внимание, они легче переключаются с одного вида деятельности на другой, больше двигаются. В процессе коррекционно-развивающей работы заметно развитие дыхательной, опорно – двигательной системы, стабилизируется нервно – психическое состояние. Также обучение с применением дифференцированных приёмов логоритмической работы положительно сказывается и на состоянии речи данной категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...
Логоритмика как одна из здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
При помощи воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой возможно преодоление речевых нарушений и сопутствующих неречевых проявлений у детей с нарушениями речи...