Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Потерявшиеся буквы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленной на закрепление навыков, полученных детьми на логопедических занятиях. Представленный материал содержит игровые задания на активизацию словарного запаса, закрепление знаний о звуках и буквах, навыков звуко-буквенного анализа, развитие элементарных навыков чтения и письма, внимания, логического мышления. Игровой формат викторины мотивирует детей на активное участие в ней, приобщает к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывает ответственность, доброжелательность, взаимопомощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_poteryavshiesya_bukvy.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий викторины для детей
старшего дошкольного возраста с ТНР
«Потерявшиеся буквы»
Подготовила:
Деменко Наталья Васильевна,
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №116» г. Рязани
Цель – закрепление навыков дифференциации звуков и букв у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- активизировать словарный запас;
- закреплять знания о звуках и буквах, произносительные навыки и умения;
- развивать элементарные навыки чтения и письма, внимание, логическое мышление;
- формировать фонематическое восприятие
- навыки звуко - буквенного анализа;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать ответственность, доброжелательность, взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитные доски, маркеры разного цвета, картонные буквы, зашумленные изображения букв, предметные картинки, корзинки, верёвка, прищепки, медальки, аудиозапись мелодии.
Организационный момент
Логопед: Дети, сегодня мы приготовили для вас викторину. Для этого вы должны разделиться на две команды. В этом нам помогут медальки, которые лежат на ваших стульчиках.
Дети садятся на стульчики и надевают медальки.
Теперь мы просим встать тех, у кого на медальках нарисована книга. Встаньте в круг. Ваша команда будет называться «Знатоки».
Остальные ребята, на чьих медальках нарисована тетрадь, встаньте во второй круг. Ваша команда – «Умники и умницы».
Мы предлагаем вам выбрать капитанов ваших команд. Посовещайтесь и решите, кто это будет.
Дети совещаются и выбирают капитанов.
В нашей викторине шесть раундов. В каждом раунде – несколько вопросов. Каждый вопрос вы должны обсудить и дать ответ. Помните, что время обсуждения ограничено! За каждый правильный ответ команда будет получать пропавшую букву. В конце игры из собранных букв вы сможете составить слова.
Готовы? Тогда мы начинаем!
1 Раунд «Разминка»
Логопед: отгадайте загадку:
Буква на почётном месте,
На виду она стоит,
С этой буквы начинают
Учить дети алфавит. (В. Леонов)
Дети: буква А!
Логопед: молодцы, правильно! А сейчас вопрос-аукцион.
Кто слов со звуком «А»
Всех больше назовет,
Тот своей команде
пропавшую букву принесет!
Команды по очереди называют слова со звуком «А». команда-победитель получает пропавшую букву.
2 Раунд «Рассыпанные буквы»
Логопед: следующее задание: выберите правильный ответ. Представьте, что перед вами книга. Что вы видите, когда читаете ее:
а) числа;
б) буквы;
в) звуки?
(Ответы детей)
Логопед: правильно, буквы. Они написаны на бумаге, не «разговаривают», а только обозначают звук на письме.
А сейчас внимание на экран! Перед вами картинка с запутанными буквами. Ваша задача – найти и назвать все буквы.
На экране зашумленные изображения букв. Дети находят их и называют.
3 Раунд «Зашифрованные слова»
Логопед: третий раунд называется «Зашифрованные слова». На столах лежат конверты. Посмотрите, что в них. Это листы с зашифрованными словами. Необходимо расшифровать их.
В шифровке есть ключ: напротив каждой буквы алфавита записана цифра. Расположите цифры по порядку и прочтите слово.
Капитаны команд зачитывают расшифрованные слова. Команде – победителю вручается очередная буква.
4 Раунд «Большая стирка»
Логопед: Встаньте в две колонны. Перед вами на веревках висят буквы. Нужно добежать до веревки, снять только гласную букву, принести ее команде, положить в корзинку и встать в конец колонны. Важно не только быстро, но и правильно выполнить задание!
Дети под музыку выполняют задание. Команда – победитель получает букву.
Логопед: Вы активно бегали, думаю, пришло время отдохнуть. Присядьте на стулья.
Дети, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать загадки-обманки, в которых ответ в рифму не всегда правильный.
Кто грызет на ветке шишку?
Ну, конечно, это… (белка).
Кукарекает спросонок
Милый, добрый…(петух).
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный…(бабочка).
Кто в хлеву с утра мычит?
Я так думаю, что…(корова).
Кружевную паутину
Сплел искусно…(паук).
В курятнике большая драка!
Кто защитники? Два…(петуха).
Очень медленно и тихо
По листу ползет…(улитка).
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще…(соловей).
Н. Антонова
Логопед: молодцы, ребята, вы были очень внимательными и дали правильные ответы!
5 Раунд «Звукарик»
Логопед: ребята, я сегодня загадывала вам много загадок. Из чего же состоит каждое произнесенное мною слово?
а) из чисел;
б) из букв;
в) из звуков?
(ответы детей)
Логопед: Молодцы, дети! Конечно, из звуков. Кто помнит правило про звуки и буквы?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем.
Логопед:
Что такое звук? Скажи?
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук попробуй догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Т. Коновалова
Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай!»
Логопед: Слушай, думай, отвечай – со звуков «м» или «мь» слово угадай!
- Мною умываются, слезы появляются. (Мыло)
- Инструмент, которым забивают гвозди. (молоток)
- Помещение, куда ходят за покупками. (магазин)
- Дикий зверь, в лесу малину ищет. (медведь)
- Овощ, у которого едят корень. (морковь)
- Мера времени. (минута)
- Сильный холод зимой. (мороз)
- Знак вычитания. (минус)
- Женское имя. (Маша, Марина)
- Маленькое животное с длинным хвостом. (мышь)
- Транспорт. (машина)
- Переход через реку. (мост)
- Стол, шкаф, диван – это…(мебель)
- Напиток белого цвета, полезный для детей. (молоко)
- Кукла одна в другой. (матрешка)
Команде-победителю вручается буква.
Конкурс капитанов
Логопед: Капитанов команд прошу подойти к доске. Под каждой картинкой нужно написать букву, с которой начинается название изображенного на ней предмета. Букву нужно написать нужным цветом.
- Каким цветом мы напишем букву, если слово начинается с гласного звука? (красным)
- А если с твердого согласного? (синим)
- А с мягкого согласного? (зеленым)
В случае, если капитан затрудняется выполнить задание, он может попросить помочь одного из участников своей команды.
Команде-победителю вручается очередная буква.
6 раунд «Финальный»
Логопед: Ребята, вы большие молодцы! У вас получилась хорошая командная игра, вы отлично справились с заданиями! Настал черед последнего, финального раунда нашей викторины. Каждая команда заработала достаточно букв, чтобы выложить из них слова. воспользуйтесь своими буквами и выложите из них как можно больше слов. Помните, что время ограничено. Готовы? Начали!
Команды выполняют задание. Капитаны зачитывают получившиеся слова.
Логопед: Дети, вот и закончилась наша викторина. Я поздравляю вас с замечательной игрой!
Рефлексия
Логопед: сегодня мы вспомнили, чем звуки отличаются от букв, попробовали складывать из них слова, расшифровали послание.
Понравилось вам выполнять задания? Легко было работать в команде?
Я благодарю вас за сегодняшнюю игру!
Использованная литература:
- 4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – Спб.: Издательство «Лань», 1999.
- Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. М., 2001.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996
- Коновалова Т.В. Азбука звуков: стихи и пособие для изучения звуков//https:www.stihi.ru/avtor/gramota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий логопедической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»
Логопедическая викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста на тему "Знатоки дорожных правил"
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ по обучению дошкольников правилам дорожного движения....
Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста “История о том, как буква Ы решила работу прогулять”.
Сказочная история о буквах русского алфавита....
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Учим буквы"
Интерактивная игра для детей 5-6 лет по закреплению пройденного материала....
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста "Умники и умницы"
Сценарий викторины разработан с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий Викторины для детей старшего дошкольного возраста, посвященный Дню космонавтики «Этот удивительный космос»
Цель:• расширять и углублять знания дошкольников о космосе.• создать радостную, бодрую атмосферу.Задачи:• закрепить имеющиеся представления о космосе, о первом косм...