Игры и речь
учебно-методический материал по логопедии
Игры для вызывания звуков с опорой на жест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для вызывания звуков с опорой на жест | 71.69 КБ |
Игры для сенсорного развития детей | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для вызывания звуков
с опорой на жест
Как вводить жесты? Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнисете звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориетироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание. А сейчас перечислим "топ" из 6 игр для "популярных" на начальных этапах работы звуков. |
|
Звук [К] Ход игры: зажгите свечку, отставьте ее на безопасное от ребенка расстояние и, вращая раскрытой ладонью слева направо, произнесите утрированный звук [Ф]. Придвиньте свечку к ребенку и дайте ему задуть огонек. Если ваш ребенок не умеет дуть, задуйте свечку сами. |
Звук [Ш] |
|
Элемент комичности сделает активность еще более желанной для малыша. Побуждайте ребенка "командовать" вашими действиями сначала с помощью жеста, показывая рукой "птичку", а позже и звука. Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх: 1 этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно. |
Игры для запуска речи: 7 новых звуков и жестов
Напомним, в какой ситуации нужно использовать жесты: Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе. Как понять, что нужно "связываться" с жестами: Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно, стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снимут у ребенка страх перед речью, снизят речевой негативизм. Работа над вызыванием звуков с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого. |
Как вводить жесты? Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите крупный камушек и таз с водой. |
Постучите кулаками друг об друга, произнося звук [Д], а после этого - бросьте камень в воду. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание. Ход игры: Поместите не менее 6-ти мячиков в прозрачный контейнер с крышкой так, чтобы ребенок видел игрушки, но без вашей помощи не мог добраться до них. Открыв контейнер, постучите кулачком по щеке и произнесите звук [Б]. В зависимости от веса мячей можно кидать их в стены, потолок, а более тяжелые - катать по наклонной поверхности, сбивать ими кегли или кидать в цель |
Звук [С] Звук [М] Материал: Возьмите небольшие кусочки из мягких материалов - ткани, меха, фетра. Звук [Т] Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек, или вот такая или такая или даже такая горки с шариками. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на пол или стол. |
Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б]. Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т]. После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток. |
Звук [Ж] Материал: вибрационная игрушка - жук, инерционная машинка или любая другая игрушка с вибрацией. Звук [Н] Материал: малярный скотч или жвачка для рук. |
Ход игры: сомкните руку в кулак, выставьте указательный палец, сделайте "вибрационное" движение - "комарик летит", как будто хотите ужалить ребенка. Произнесите звук [З]. |
Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх: 1 этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно. 2 этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый. 3 этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно. |
Предварительный просмотр:
Игры для сенсорного развития детей
«Монетки»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.
«Матрешка»
Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.
Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.
«Квадраты»
Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.
Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.
«Веселый паровозик»
Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.
Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.
«Съедобное - несъедобное»
Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.
Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.
«Пирамидка»
Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.
«Вот какие палочки»
Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.
«Веселые клоуны»
Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.
«Змейка»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Мельница»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Забавные прищепочки»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.
«Разноцветные вагончики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.
«Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
«Веселые гонки»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.
Материал: панель, трубки, шарики.
Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
«Сапожок»
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
«Найди на ощупь»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.
Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль,
а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ЦВЕТ
«Цветные фонарики»
Цель:
- Упражнять в ходьбе и беге
- Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность
- Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель:
Яркие фонарики
Поднимем высоко
Жёлтый (синий красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики.
Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Достань ленточку»
Цель:
- Помочь освоиться на гимнастической стенке.
- Развивать ловкость и самостоятельность.
- Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).
Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.
На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:
- «Где же еще синие ленточки?»
Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам.
Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.
В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.
«Цветные фонарики»
Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику , ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель.
Яркие фонарики
Поднимем высоко.
Желтый (синий, красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Бабочки»
Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Дети бегают под музыку, изображают бабочек
Взрослый: Бабочки летали
У лесной полянки
Крылышки устали
Нет ли где тут лавки?
Мы же крошки-бабочки
Нам не нужно лавочки
Отдохнуть бы нам чуток
Сядем лучше на цветок.
Дети остановились.
Взрослый:
1.Где любимый наш цветок?
Красный цветик – огонёк (мак).
Дети находят красный цветок и приседают возле него.
Сели посидели, дальше полетели.
2. Где любимый наш цветок?
Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).
3. Где любимый наш цветок?
Синий яркий лепесток (василёк)
ОДИН-МНОГО
«Догони мяч»
Цель:
-Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.
- Закреплять понятие большой и маленький.
- Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.
Материал: большие (10-12см) и маленькие (6-7см) диаметром мячи,
два обруча, две корзины большая и маленькая.
Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.
Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.
После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.
Дальше игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи.
Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.
Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,
-Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
«Колпачок»
Цель
- Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета
- Учить детей становиться в круг
- Развивать внимание
Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,
маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.
На пол ставим большой колпачок красного цвета.
- Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.
Чок, чок, чок, чок!
Стоит красный колпачок,
На тоненьких ножках
В красненьких сапожках.
Чок, чок, чок колпачок!
Наклони-ка свой бочек,
Что ты спрятал колпачок?
Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.
Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:
- Не зевай, не зевай, колпачок занимай! - малыши встают возле колпачков.
При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.
Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.
Дети шли, шли, шли,
Колпачок нашли.
Чок, чок, чок, чок!
Где стоит твой колпачок?
- Не зевай, не зевай, колпачок занимай!
Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.
«Ноги и ножки»
Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, они все – большие!
Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.
«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.
Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.
Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!»
Большие ноги идут по дороге:
То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
«Выбери мяч»
Цель:
Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).
Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.
Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.
При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.
Принесенные мячи кладутся в одну корзину.
Варианты игры:
- В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера: в одной – диаметром 20-22 см, в другой – диаметром 12-15 см.
Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие – в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие - спрятав за спину.
2. Можно использовать мячи трёх размеров : диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.
Дети приносят мячи в следующей последовательности : маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце – маленькие.
Большие мячи дети несут на голове, средние – за спиной, а маленькие – перекладывая из руки в руку.
Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки. Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)
Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).
Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.
Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.
Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Проект по развитию речи «Играя, учимся, речь развиваем!»
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапл...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».
Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...