Игровые упражнения для автоматизации звука в словах
картотека по логопедии
Представлены игровые упражнения, с помощью которых закрепление звука, многократное проговаривание речевого материала становится более увлекательным и легким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_dlya_avtomatizatsii_zvuka_v_slogah.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения для автоматизации звука в слогах.
- Автоматизация звука с использованием пальчиковой гимнастики.
Целью таких упражнений является развитие мелкой моторики, точности движений, амплитуды, переключения. Одновременное выполнение пальчиковой гимнастики и проговаривания слогов позволяет развить умение сочетать движение и речь. Сложность заданий может варьироваться в зависимости от возможностей ребенка (например, на первоначальных этапах сначала выполняем упражнение на одной руке, затем на обеих одновременно). Большой плюс таких упражнений в том, что они не требуют специально оборудованного места – их можно выполнять по дороге домой, в машине, дома перед телевизором и пр.
- «Пальчики здороваются»: соединять подушечки пальчиков с большим, проговаривая заданный слог.
- Пальцы зажаты в кулак, большой пальчик поднят вверх и «рисует» круги.
- Соединять большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы правой и левой руки.
- «Кулак-ладонь»: собирать пальцы в кулак и расправлять, проговаривая заданный слог.
- Движения ладонями в воздухе, рисовать пальчиком на столе (круги, зиг-заги и пр.), шагать по столу пальчиками и т.д.
- «Кнопочки»: ребенок нажимает на фишки, кнопочки/ клавиши пианино, проговаривая заданный слог.
- Игровые упражнения по автоматизации звука с использованием различных предметов.
Целью таких упражнений является не столько развитие мелкой моторики, сколько поддержание интереса к занятиям и к коррекционному процессу в целом. Так как данный этап заключается в многократном проговаривании слогов и слоговых цепочек, это быстро надоедает ребенку, и эффективность работы падает. Использование различных предметов, игр помогает поддерживать мотивацию, желание заниматься на высоком уровне.
- С массажными шариками: катать между ладонями, перекладывать из руки в руку, перебрасывать, проговаривая заданный слог.
- С су-джоком: поочередно накручивать пружинки на каждый пальчик, проговаривая заданный звук.
- Катать между ладонями стержень от шприца, грецкий орех и пр., проговаривая заданный слог.
- Сопровождать проговаривание с любыми игрушками, на которых что-то нажимается, катается (игрушечные телефоны, пианино, волчки и пр.).
- С кубиком: сколько выпадет точек, столько раз повторить слог.
- Растягивать резинку (для волос) между большим и указательным/средним/безымянным/ мизинцем пальцами, проговаривая заданный слог.
7. Наматывать нитки на клубок, проговаривая заданный слог.
8. Наматывать шнурок на пальчики, проговаривая заданный слог.
9. «Альпинисты»: на шнурке завязать по всей длине узелки; одной рукой держать шнурок, а пальчиками второй «подтягиваться» по узелкам вверх; положить шнурок на стол и шагать пальчиками по узелкам, проговаривая заданный слог.
10. Произносить слоги по количеству палочек, по ритмическому рисунку ( )
11. С прищепками: прищипывать легонько ногтевые фаланги, проговаривая заданный слог.
12. Соединять прищепку с сигналом гласного звука (за край коробочки), образуя слог.
13. Собрать бусинки на нитку, на каждую бусинку проговаривать слог.
14. Выложить из бусинок/камешек дорожку, узор; шагать пальчиками, проговаривая заданный слог.
15. Проводить пальчиком по готовым объемным лабиринтам, проговаривая заданный слог.
16. Рисовать по контуру или продолжать начатую дорожку карандашом, проговаривая заданный слог.
17. Штриховки, рисование палочек, кругов и т.д.
18. Двигать магнит магнитом через нетолстую доску (для лепки, например) к сигналам гласных звуков, образуя слог.
19. Шагать по полу, проговаривая заданный слог; можно шагать по листам, на обратной стороне которых написано число – количество повторений слога.
III. Автоматизация поставленного звука с играми с мячом.
Цель данных игр – развитие общей моторики, ловкости, точности движений. Дети с дизартрией, как правило, очень неуклюжи и неловки, даже просто поймать мяч они не всегда могут. Игры с мячом не утомляют детей, поддерживают интерес на протяжении выполнения всех заданий, поднимают настроение и всегда хочется поиграть еще. Плюсом таких упражнений – любому ребенку они нравятся, даже самое скучное проговаривание слогов с мячом – интересное и увлекательное занятие. Эти упражнения можно выполнять и в кабинете логопеда, и в группе, и на улице, и дома с родителями.
- Ребенок подбрасывает мяч и проговаривает слог.
- Ребенок – автоматизируемый звук, логопед бросает мяч и называет гласный звук. Ребенок сливает свой согласный звук с гласным, получается слог.
- «Скажи наоборот»: логопед бросает мяч и называет слог; ребенку надо сказать наоборот (са – ас, уш – шу)
- Повторить слоговую цепочку за логопедом.
- Сказать на один слог больше.
- Закончить слово заданным слогом (например, добавлять слог ла: кук…, пи…, ска…, шко…) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....
Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах
После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставлен...
Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"
Материал адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах. Речевой материал подобран таким образом, чтобы ...
Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).
Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Игровое упражнение на автоматизацию звука "Ш"
Игровое упражнение на автоматизацию изолированного звука "Ш" - "Скажем слово вместе". Для создания использована программа PowerPoint. Анимация запускается кликаньем мышки. Логопед ...
"Лесные жители". Игровое упражнение на автоматизацию звука [Л\']
Игровое упражнение для автоматизации в словах звука [Л'] выполнено в программе PowerPoint. При запуске слайда в режиме презентации по щелчку мыши в окуляр бинокля можно будет увидеть ле...