Игровые упражнения для автоматизации звука в словах
картотека по логопедии

Непейвода Екатерина Васильевна

Представлены игровые упражнения, с помощью которых закрепление звука, многократное проговаривание речевого материала становится более увлекательным и легким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_dlya_avtomatizatsii_zvuka_v_slogah.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для автоматизации звука в слогах.

  1. Автоматизация звука с использованием пальчиковой гимнастики.

Целью таких упражнений является развитие мелкой моторики, точности движений, амплитуды, переключения. Одновременное выполнение пальчиковой гимнастики и проговаривания слогов позволяет развить умение сочетать движение и речь. Сложность заданий может варьироваться в зависимости от возможностей ребенка (например, на первоначальных этапах сначала выполняем упражнение на одной руке, затем на обеих одновременно). Большой плюс таких упражнений в том, что они не требуют специально оборудованного места – их можно выполнять по дороге домой, в машине, дома перед телевизором и пр.

  1. «Пальчики здороваются»: соединять подушечки пальчиков с большим, проговаривая заданный слог.
  2. Пальцы зажаты в кулак, большой пальчик поднят вверх и «рисует» круги.
  3. Соединять большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы правой и левой руки.
  4. «Кулак-ладонь»: собирать пальцы в кулак и расправлять, проговаривая заданный слог.
  5. Движения ладонями в воздухе, рисовать пальчиком на столе (круги, зиг-заги и пр.), шагать по столу пальчиками и т.д.
  6. «Кнопочки»: ребенок нажимает на фишки, кнопочки/ клавиши пианино, проговаривая заданный слог.
  1. Игровые упражнения по автоматизации звука с использованием различных предметов.

Целью таких упражнений является не столько развитие мелкой моторики, сколько поддержание интереса к занятиям и к коррекционному процессу в целом. Так как данный этап заключается в многократном проговаривании слогов и слоговых цепочек, это быстро надоедает ребенку, и эффективность работы падает. Использование различных предметов, игр помогает поддерживать мотивацию, желание заниматься на высоком уровне.

  1. С массажными шариками: катать между ладонями, перекладывать из руки в руку, перебрасывать, проговаривая заданный слог.
  2. С су-джоком: поочередно накручивать пружинки на каждый пальчик, проговаривая заданный звук.
  3. Катать между ладонями стержень от шприца, грецкий орех и пр., проговаривая заданный слог.
  4. Сопровождать проговаривание с любыми игрушками, на которых что-то нажимается, катается (игрушечные телефоны, пианино, волчки и пр.).
  5. С кубиком: сколько выпадет точек, столько раз повторить слог.
  6. Растягивать резинку (для волос) между большим и указательным/средним/безымянным/ мизинцем пальцами, проговаривая заданный слог.

7.  Наматывать нитки на клубок, проговаривая заданный слог.

8.  Наматывать шнурок на пальчики, проговаривая заданный слог.

9.  «Альпинисты»: на шнурке завязать по всей длине узелки; одной рукой держать шнурок, а пальчиками второй «подтягиваться» по узелкам вверх; положить шнурок на стол и шагать пальчиками по узелкам, проговаривая заданный слог.

10. Произносить слоги по количеству палочек, по ритмическому рисунку (  )

11. С прищепками: прищипывать легонько ногтевые фаланги, проговаривая заданный слог.

12. Соединять прищепку с сигналом гласного звука (за край коробочки), образуя слог.

13. Собрать бусинки на нитку, на каждую бусинку проговаривать слог.

14. Выложить из бусинок/камешек дорожку, узор; шагать пальчиками, проговаривая заданный слог.

15. Проводить пальчиком по готовым объемным лабиринтам, проговаривая заданный слог.

16. Рисовать по контуру или продолжать начатую дорожку карандашом, проговаривая заданный слог.

17. Штриховки, рисование палочек, кругов и т.д.

18. Двигать магнит магнитом через нетолстую доску (для лепки, например) к сигналам гласных звуков, образуя слог.

19. Шагать по полу, проговаривая заданный слог; можно шагать по листам, на обратной стороне которых написано число – количество повторений слога.

III.  Автоматизация поставленного звука с играми с мячом.

Цель данных игр – развитие общей моторики, ловкости, точности движений. Дети с дизартрией, как правило, очень неуклюжи и неловки, даже просто поймать мяч они не всегда могут. Игры с мячом не утомляют детей, поддерживают интерес на протяжении выполнения всех заданий, поднимают настроение и всегда хочется поиграть еще. Плюсом таких упражнений – любому ребенку они нравятся, даже самое скучное проговаривание слогов с мячом – интересное и увлекательное занятие. Эти упражнения можно выполнять и в кабинете логопеда, и в группе, и на улице, и дома с родителями.

  1. Ребенок подбрасывает мяч и проговаривает слог.
  2. Ребенок – автоматизируемый звук, логопед бросает мяч и называет гласный звук. Ребенок сливает свой согласный звук с гласным, получается слог.
  3. «Скажи наоборот»: логопед бросает мяч и называет слог; ребенку надо сказать наоборот (са – ас, уш – шу)
  4. Повторить слоговую цепочку за логопедом.
  5. Сказать на один слог больше.
  6. Закончить слово заданным слогом (например, добавлять слог ла: кук…, пи…, ска…, шко…)  и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах

После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставлен...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Грамота. Вариативность игровых упражнений на закрепление буквы -Ж-. Слова с новой буквой.

Представленные упражнения направлены на закрепление пройденных букв и запоминание образа новой буквы -Ж-. Чтение слов с пройденными буквами. Развитие зрительного внимания. Закрепление правильного напи...

Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Цельов мастер-класса познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова", с эффективными способами преодаления данного нарушения в домашних условиях....

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования ...

Картотека игр и игровых упражнений для формирования слоговой структуры слова

Упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста детей...