Формирование фонематических процессов у дошкольников 3-7 лет
картотека по логопедии

Непейвода Екатерина Васильевна

Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Р.Е Левина, Г.В. Чиркина в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением: без сформированных фонематических процессов не исправить звукопроизношение и полноценно не усвоить грамоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи, причем не только с нарушением произношения отдельных звуков, но и с недоразвитием всех компонентом речи. У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если к моменту поступления в школу дефекты произношения будут не устранены, то есть большая вероятность, что ошибки произношения перейдут и в письменную речь: замены (шипящие заменяются на свистящие, звук [р] заменяется на  [л] и т.д.), пропуски (в случае отсутствия звука).

Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять не только коррекции звукопроизношения, но и развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа основ: понимание речи другого человека, контроль за собственной речью, усвоение грамматических категорий, овладение навыками звукового анализа. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями в процессе обучения грамоте и письму.

К фонематическим процессам относят фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина).  

Фонематическое восприятие – это способность определять звуковой состав слова, а именно: определять линейную последовательность звуков в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), подсчет количества звуков в слове. (Г. В. Чиркина).  

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.  (Л. Г. Парамонова).

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что при нарушении произношения отдельных звуков может в разной степени ухудшаться и их восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического слуха для полноценного усвоения звуковой стороны речи.  Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

        Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Р.Е Левина, Г.В. Чиркина в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением: без сформированных фонематических процессов не исправить звукопроизношение и полноценно не усвоить грамоту.

Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается у ребенка постепенно при общении со взрослыми на протяжении первого года жизни.

Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).

Исследованиями Л.Е. Журовой, Н.В.Жучковой, Г.А.Тумаковой доказано, что четырехлетние дети легко выделяют любой интонирующий звук. На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются установить сходство звучания некоторых слов (способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове. Достаточно развитый фонематический слух дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление  темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

Хорошо развитый фонематический слух дает возможность детям и самим шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группы слов, правильно выдерживать паузы. К семи годам дети должны дифференцировать все звуки родного языка, владеть звуковым анализом и синтезом, а именно: определять звуковой состав слова, последовательно выделять все звуки слова и сливать отдельные звуки в слова.

Что же мы достигаем, формируя фонематические процессы?

1. Простановка и автоматизация звуков идет быстрее и качественнее.

2. Сформированность фонематического восприятия позволяет ребенку выполнять анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы.

3. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.

4. Развитие фонематического слуха положительно влияет на формирование грамматических категорий, таких как: окончания слов (единственное и множественное число, падежные окончания), приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

5. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Работу по формирования фонематических процессов надо проводить систематически и планомерно, многократно повторяя и усложняя упражнения.

В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

  1. Узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (младшая группа, 3-4 года).

На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. На занятиях используются записи (кассеты, диски) неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Педагог демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем педагог прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Дети отгадывают, в какой емкости гремит шарик.

Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Например, громко и тихо стучащего молотка, барабана. Педагог раздает детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Педагог начинает за ширмой стучать то громко, то тихо, а дети поднимают соответствующие картинки.

При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка — тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котенок высоко и т.п. Педагог произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.

Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображениями папы и сына и т. п. На этом этапе активно ведется работа по привлечению внимания детей к обращенной речи.

Таким образом, можно использовать следующие игры:

  • Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (запаянные пластиковые бутылки или контейнеры) крупу, пуговицы, камушки, горох, сухой песок, желуди, фасоль и т.д. Он должен угадать по звуку, что внутри.

  • Игра «Волшебная палочка»

 Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок  закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

  • Игра «Жмурки», «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыпленок?», «Где гремит погремушка?»

 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, писк цыпленка, свистка, погремушки.

  • Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

  • Кто что услышит?

Детям предлагается рассмотреть две-три звучащие игрушки, поиграть на них, запомнить, как они звучат. Затем игрушки закрываются ширмой, дети должны угадать, на чем играет педагог (даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек).

Звуки должны быть ясные и контрастные. Можно использовать различные музыкальные инструменты, знакомые детям и название которых он может произнести.

  • Что порвали?

Продемонстрируйте детям, с каким звуком рвется ткань, а с каким — бумага. Дети сами рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвет педагог за ширмой.

  • Игра «Узнай свой голос»

Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит. Другой вариант: взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

  • Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

  • Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

  • «Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы: если предмет летает - дети поднимают руки, если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

  • «Съедобное – несъедобное»

 Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

  • «Наблюдательность»

 В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать уличный участок, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз.

  • «Самый внимательный»

 Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;

  • «Где что было»

 Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая

  1. Различение слов, близких по своему звуковому составу (средняя группа, 4-5 лет)

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, педагог показывает и называет картинку банана, а потом говорит детям, что сейчас к ним придет Незнайка и он не знает, как правильно назвать предмет. Незнайка по-разному будет произносить слово, а вы внимательно слушайте, и как только услышите правильный вариант, поднимайте карточку-сигнал. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т. п.

  • «Слушай и выбирай»

 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

  • «Верно – неверно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

  • «Кто-то что-то перепутал»

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в
кости.

  • « Незнайка»: в словах перепутал звуки, какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везем, будем строить новый ком.

Между гор издалека течет бурная щека. И т.д.

  • «Звук потерялся»: Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки. И т.д.

  • «Телефон», «Язык инопланетян»

Дети повторяют за педагогом цепочки слогов: па-по-пу-пи, ка-та-ма, но-по-то. Для большей заинтересованности детей на занятие можно принести куклу инопланетянина, эльфа, взять в руку трубку телефона.

  • «Какой слог отличается?»

 Педагог произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.

  • «Различай и повторяй».

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например: «Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: з,с,ш,с и т.д., «Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д., «Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и.т.д.

  • «Скажи наоборот».

Педагог произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребенку поменять их местами (например: сапоги-санки — санки-сапоги).

  • «Какое слово добавилось?»

Педагог называет два слова и сообщает ребенку, что к ним добавится третье. Задача ребенка - запомнить и назвать это слово (например: вкус-укус—вкус-укус-кокос).

  •  «Какого слова не стало?»

Педагог называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребенка запомнить и назвать это слово (например: весы-осы-носы – осы- носы).

  • «Друг за другом  повтори»

Педагог называет цепочки из трех слов, каждый раз заменяя первое (например: спать- стоять-скакать, стоять-скакать-таскать, скакать-таскать-искать). Игру можно усложнить, используя словосочетания: усатый сом-сонный гном, сонный гном-сундук со сказками и т.д.).

  1. Формирование и развитие фонематического восприятия (старшая группа, 5-6 лет)

        Прежде чем переходить к этому этапу, нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов. Педагог раздает детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово. Далее педагог произносит ряд слов, включающий длинные трех-, четырехсложные слова и короткие односложные слова (дом, велосипед, крокодил, сон, молоток), а дети поднимают сигналы, услышав длинные слова.

        Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения.

  • «Повтори-ка»

Педагог отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (ка-ша, но-ги, ва-та). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (бо-бы, ко-ты, ды-ня). Далее дети самостоятельно выполняют аналогичное упражнение с новыми словами. После двусложных слов можно предложить детям трехсложные слова, состоящие из открытых слогов, и только тогда научить их передавать ритмический рисунок односложных слов типа «кот», «дом», «бак».

Игры и игровые упражнения с гласными звуками

        Для более успешного усвоения материала детям дошкольного возраста надо весь материал демонстрировать наглядно. Поэтому в процессе ознакомления детей с гласными звуками можно использовать разную символику обозначения звуков. Наиболее распространенная – зрительные сигналы гласных звуков в зависимости от положения губ во время произнесения (методика Т. А. Ткаченко).

Детям предлагались следующие задания (уровень звуков):

  • произнести звук столько раз, сколько выпадет точек на кубике;
  • проговаривание серии звукокомплексов по зрительным схемам (обозначение гласных по методике Ткаченко), немой артикуляции;
  • повторение звукокомплекса, типа АОУ, и подобные этим задания;
  • открыть на звуковой линейке столько кружков, сколько педагог произнес звуков.

Уровень слогов:

  •         из ряда слогов выделить заданный звук;
  •         составление всех возможных слогов из предложенных букв;
  •         наращивание слогов («Скажи на один слог больше»); са, са – сы, са –сы –су;
  •         «Скажи наоборот» (игра с мячом); са – ас;
  • «Эхо». Ребенок «заблудился» в лесу. Чтобы выйти, надо правильно повторить ряд слогов.

Уровень слова.

  • выполнить условный сигнал на заданный звук, когда ребенок его услышит в предложенных словах
  • отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (можно использовать различные варианты, обыграть: пришли в магазин и покупаем продукты только с заданным звуком, покупаем фрукты только на заданный звук, составить поезд из вагончиков, на которых изображены предметы с заданным звуком; нанизать на шнурок картинки с нужным звуком, в конверты почтальону положить только картинки на заданный звук, трем поросятам Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф подарить соответствующие подарки, украсить елочку картинками, и т.д.)
  • «Зоопарк»: из зоопарка сбежали звери, надо помочь их вернуть, но только тех, в названии которых есть определенный звук.
  • Игра «Звуковое лото»: детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый называет звук, например [в] и спрашивает: у кого есть слово со звуком [в]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки пустыми карточками.
  • «Пирамидка»: нанизывать кольцо и подбирать слово на заданный звук (одно кольцо – одно слово)
  • «4-ый лишний»: найти слово, отличающееся по звуковому составу (например, оно не начинается на [а], как тир остальных слова)
  • «Лото»: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.
  •  На слух определить, в каких словах в предложении есть заданный звук: например, звук [ш] в предложении: Мышка убегает от кошки.
  • «4-ый лишний»: найти лишнее слово, в котором отсутствует заданный звук.
  • Игры с мячом: педагог произносит слово и бросает мяч, а ребенок выделяет первый звук этого слова (например, укроп – у) и бросает мяч обратно.
  • Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово на заданный звук.
  • «Копилка»: дети придумывают слова на определенный звук и, как-нибудь обозначив его (например, шариком или фантиком от конфеты) кладут в копилку. Важно, чтобы дети запоминали эти слова.

  1. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза (подготовительная группа, 6-7 лет)

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание), более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Для дифференциации гласных/согласных, твердых и мягких согласных:

  • «Волшебные деревья»: 3 дерева с красными, синими и зелеными листочками, детям предлагаются карточки с предметами. Ребенок определяет первый звук и прикрепляет на соответствующее дерево.
  • Паровозик с разноцветными вагонами: подготовить картинки с разными персонажами из мультиков, сказок. Ребенку надо расселить всех по своим вагонам.
  • Улица с домами синего и зеленого цвета: кто где живет, расселить картинки по своим домам.
  • «Сигнальщики»: прослушать слово, определить первый звук и поднять флажок соответствующего цвета.
  • На каждый звук придумать простое движение (например: гласный – руки вверх, твердый согласный – руки на пояс, мягкий согласный – сложить руки на груди). Упражнение можно использовать вместо дин. паузы.

Определение позиции звука в слове, количества слогов, количества и последовательности звуков в слове:

  • «Лото: определи место звука»: на карточке 6 предметов с заданным звуком. Надо определить позицию звука в слове и обозначить цветной фишкой (например: если начало слова – желтая, середина – зеленая, конец – синяя)
  • Игра «Найди место звука в слове»: на полоске бумаги фишкой обозначить место заданного звука в слове.
  • Рассели картинки по вагончикам: в первый вагон картинка, в которой заданный звук в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце.
  • Игра «Подбери слово к схеме»: ребенку предлагаются карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, в конце и в середине схемы) и предметные картинки. Ведущий раздает детям по одной карточке, затем называет картинки, дети закрывают картинкой закрашенную клетку на карточке.
  •  «Звуковое домино»: на домино ребенок называет картинку и выделяет последний звук (рыба – А), подбирается картинка, название которой начинается на звук «А» (автобус – С). Снова выделяется последний звук «С» и подбирается картинка, название которой начинается на звук «С» и т.д.
  • Определение гласной/гласных в слове: «зашифровать слово» - произнести только гласную.
  • «Угадай слово по гласным звукам»: педагогом выставляются, а детьми называются предметные картинки, в названии которых 3 звука: рак, сом, лук, бык. Педагог называет только гласную, а дети должны догадаться, какое слово педагог хотела сказать. Затем задание усложняется, подбираются слова с несколькими гласными.
  • «Звук убежал»: ребенок выкладывает звуковую схему слова из фишек. Например, «слон», затем один звук «убегает» (фишка убирается), а ребенок соединяет оставшиеся звуки и говорит, что получилось. Например: «…лон» - такого слова нет, «с…он» - «сон», это человек спит, «сл…н» - такого слова тоже не бывает».
  • «Сосчитай звуки»: педагог называет 1, 2 или 3 звука вместе (как слог) и просит ответить: « АИ - сколько звуков я произнесла? Назови первый звук, назови второй звук». На первом этапе предлагаются примерно такие звукосочетания – И, УА, О, ИАО, Э, АИ. На втором – АТ, ИК, ОМ, УЛ, ЭШ, ЫМ. На третьем – ТА, КО, СЫ, МО, ША, ЛУ. (учим определять количество и порядок звуков в слове).
  •  «Сосчитай звуки в слове»: педагог четко, но, не выделяя каждый звук голосом, произносит слово, а дети считают количество звуков в этом слове: «лук» - 3 звука, «зубы» - 4 звука и т. д.
  • «Хлопни в ладоши»: аналогичное предыдущему задание, только ребенок не называет количество звуков в слове, а сначала хлопает в ладоши столько раз, сколько звуков в слове. А потом объясняет, почему хлопнул столько раз.
  • «Подбери картинку к схеме»: детям раздают 3 звуковых схемы; для слова из трех звуков, из четырех звуков, из пяти звуков. Дети называют картинки, называют и считают звуки в слове, и кладут подходящую картинку к соответствующей схеме.
  • «Угадай слово по звукам»: педагог говорит: «Я произнесу звуки, а вы соедините их и, скажите, какое слово я загадала: Д. О. М.» Можно соединять разное количество звуков и получать разные слова.
  •  «Ребусы»: ребенку предлагается карточка с тремя картинками, например: «самолет», «облако», «матрешка». Надо назвать каждую картинку, назвать первый звук в названии картинок, соединить первые звуки, отгадать зашифрованное слово. «С», «О», «М». Дети отгадывают слово «сом» и объясняют лексическое значение.
  • «Звуковые бусы»: по типу игры «Ребус»: ребенку надо «собрать» загаданное слово из первых звуков «картинок-бусинок» (на картонных кружочках наклеиваются или рисуются картинки, в них делаются отверстия). Ребенку надо собрать, например, слово кошка. Он определяет первый звук К, находит картинку на звук К, нанизывает картинку-бусинку на леску. И так собирается все слово. Затем он еще раз проговаривает отдельно все звуки и объединяет их в слово.
  • «Раскрась схему»: на карточке картинка, под ней нарисовано столько пустых квадратиков, сколько звуков в названии этой картинки. Ребенку предлагается раскрасить квадратики с учетом цветового обозначения звуков: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим цветом, согласные мягкие – зеленым цветом.
  • «Подбери гласные звуки»: дети делят слово на слоги, выкладывают слоговую схему, а под ней фишки, обозначающие гласные звуки (по методике Ткаченко).
  • «Кому в какой вагон»: ребенку предлагается поезд с тремя вагонами (в одном вагоне одно окно, в другом – два окна, в третьем – три окна). Перед детьми несколько картинок, в названии которых разное количество слогов – 1, 2 или 3. В первом вагоне едет тот персонаж, в названии которого 1 слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и объяснить, кто в каком вагоне поедет.
  • «Подбери схему к картинке»: перед детьми картинки и на отдельных карточках слоговые схемы. Ребенок делит слово (на картинке) на слоги и кладет под ней подходящую слоговую схему.
  • Игра «Закончи слово» (с мячом). Заменить в слове гласную, чтобы получилось новое слово (БАК-БОК-БЫК-БУК).
  • Заменить согласную в начале слова, чтобы получилось новое слово РОТ-КОТ-ВОТ-ПОТ-ТОТ).
  • Игра «Заменить согласную в конце слова»: СОН-СОК-СОХ-СОМ-СОР.
  • Прибавить слог впереди слова БОЧКА-БАБОЧКА, РОЖОК-ПИРОЖОК.

Развитие умения сливать звуки в слоги:

  • «Звуки на ладошках»: дети показывают свои ладошки, а педагог «бросает» рукой, то есть называет по одному звуку в каждую ладошку. Например: «а» на левую ладошку, «м» на правую ладошку. Соедини ладошки и звуки. Что получилось?  Ребенок соединяет ладошки и звуки и, отвечает «ам» (читаем слева направо, перед глазами ладошки со звуками должны быть в правильной последовательности).
  • «Соедини фишки»: педагог называет звук, например «в», а дети кладут перед собой синюю фишку. Затем педагог произносит звук «а», а дети кладут красную фишку. Еще раз показывают фишки и называют звуки отдельно – «в», «а». Затем соединяют фишки и говорят, что получилось – «ва».
  • «Звуки подружились»: для игры нужны два нарисованных домика, один с красной, а другой с синей крышей. Два вырезанных человечка (можно из «Речецветика»), один в красной одежде, а другой в синей. Домики кладутся на столе на некотором расстоянии. В домике с синей крышей живет согласный звук, например «с», а в домике с красной крышей гласный звук, например «у». Им стало скучно, и звук «с» пошел в гости к «у». Рукой ведем согласный звук, проговаривая вслух (с-с-с-с), и как только мы пришли в гости – сразу произносим без паузы гласный, затем повторяем получившийся слог.
  • «Живые звуки»: дети «превращаются» в звуки, выбирается несколько детей и их именами становятся звуки. Например, один ребенок – согласный «н», остальные -  гласные «а», «о», «у», «и». Педагог называет сначала слог, например, на. Дети выходят и встают рядом в правильной последовательности. Остальные дети «читают» их, называя первый и второй звуки. Затем можно составлять слова из 3, 4, 5 звуков. Обращать внимание, чтобы дети всегда вставали слева направо, стояли близко, ровно по линеечке.

Таким образом, только систематически работая с детьми по формированию фонематических процессов, включая анализ и синтез, у ребенка сформируется база для усвоения навыков чтения и письма. Уделяя большое внимание работе со звуками, обучая детей слышать слова, определять их звуковой состав, последовательность звуков, сливать звуки в слоги и слова (без букв!!!) – все это будет залогом успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....

Методическая разработка "Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников "

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д...

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В данной работе предложены методы и приемы коррекционно-педагогической работы для  развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня....

«Формирование фонематических процессов у дошкольников»

laquo;Формирование фонематических процессов у дошкольников»...