Презентация "Артикуляционная гимнастика"
презентация по логопедии
В презентации представлены комплексы артикуляционных упражнений для правильного формирования и коррекции свистящих, шипящих и сонорных звуков. Дано подробное описание упражнения, цель упражнения, а также для ребенка картинка-символ упражнения и стихотворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik._gimnastika.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рекомендации по проведению гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Перед тем, как приступить к занятиям, вы должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для исправления шипящих звуков [ ш , ж, ч ]
УЛЫБКА (ЗАБОРЧИК) Улыбается щенок, Зубки на показ, Я бы точно также смог, Вот, смотри, сейчас! РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание : улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : При улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.
ХОБОТ Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание : вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой», удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : При выполнении упражнения не открывался рот, зубы почти сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «у-у-у» – и губы примут положение трубочки
ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание : улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: Покусывать кончик языка Покусывать середину языка Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание : Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала . Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая « пя-пя-пя »
ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ Дую, дую на лопатку, Чтоб была широкой, гладкой. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Усложнение: по широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушки, шарики. Обратите внимание : Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь. Боковые края языка касаются уголков рта Не сжимать язык зубами Выдох спокойный
МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание : улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание : Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
БАРАБАНЩИК За зубами в бугорок Бьет широкий язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать подвижность языка, укреплять мышцы кончика языка. Описание : улыбнуться , открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя « д-д-д ». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание : Рот открыт , губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Звук [ д ] носит характер четкого удара, не «хлюпает». Звук [ д ] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
ЧАШЕЧКА Язычка загнем края, Делай также, как и я. Язычок лежит широкий И как чашечка глубокий. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка. Описание : открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до 5-10. Повторить 3-4 раза. Обратите внимание : Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку « пя-пя-пя », распластать язык и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох, и вкусное варенье, Жаль, осталось на губе . Язычок я подниму И остатки оближу. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме «чашечки» вверх; укреплять мышцы языка. Описание : улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Обратите внимание : Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык широкий, в форме «чашечки». Если упражнение не получается, то можно пошлепать губами по языку, расслабить, распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами.
СТУПЕНЬКИ На верхнюю губку , На верхние зубки, За зубки скачок – Во рту язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : удерживать язык в форме «чашечки», развивать его подвижность, укреплять мускулатуру языка, вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание : улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Обратите внимание : Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
ФОКУС (дуем с чашечки) Я «чашку выведу вперед», С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая в форме «чашечки» на верхней губе. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Обратите внимание : Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для исправления свистящих звуков [ с, з , ц ]
ЗАБОРЧИК Улыбается щенок, Зубки на показ, Я бы точно также смог, Вот, смотри, сейчас! РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание : улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : При улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Если возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.
ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание : улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: Покусывать кончик языка Покусывать середину языка Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание : Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала . Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая « пя-пя-пя »
ИГОЛОЧКА Улыбаюсь, вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание : улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание : Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
ЧИСТИМ ЗУБКИ Чищу зубы, чищу зубы, И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться удерживать кончик языка за нижними зубами; укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Описание : улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх и из стороны в сторону Обратите внимание : Рот не закрывается, губы остаются неподвижными, растянуты в улыбке. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен.
ГОРКА (МОСТИК) Вот так горка, что за чудо - Выгнулся язык упруго! Кончик в зубы упирается, Края к небу поднимаются. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков – внизу за нижними зубами; развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой»; удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : Рот открыт, верхние зубы не прикусывают язык. Язык должен быть широкий, края подняты вверх, по середине языка образуется желобок. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и» – и язык примет нужное для «горки» положение
ЖУЕМ БЛИНЧИК Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз. Обратите внимание : Кончик языка по время упражнения находится за нижними зубами
ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ С горки дует ветерок, И несёт он холодок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков – внизу за нижними зубами; укреплять мышцы языка; научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот; установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным Обратите внимание : Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку. Если, не меняя положения языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук « с-с-с »
ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание : вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его в ворота (между кубиками и т.д.). Можно подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук. Обратите внимание : Следите за тем, чтобы не надувались щеки (для этого их можно слегка придерживать пальцами) Загонять шарик надо на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистая
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для исправления звука [ л ]
ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание : улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: Покусывать кончик языка Покусывать середину языка Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание : Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала . Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая « пя-пя-пя »
ИГОЛОЧКА Улыбаюсь, вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание : улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание : Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание : Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.
МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание : улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание : Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
ПАРУС Улыбаюсь, рот открыт: «Парус там уже стоит. Прислоню язык, смотри, К зубкам верхним изнутри. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : удерживать язык за верхними зубами; укреплять мышцы языка. Описание : улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Обратите внимание : Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка». Если вы предложите ребенку пропеть звук « ы-ы-ы », слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук [ л ] .
ИНДЮК Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед . Лижет «чашечкой» губу И « болбочет » на бегу. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание : приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится « бл-бл-бл » (так « болбочет » индюк). Обратите внимание : Кончик языка загибается кверху, остается широкий
ПАРОХОД Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Синий-синий пароход. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать положение языка, необходимое для постановки [ л ] (особенно при напряженности языка и замене твердого [ л ] на мягкий [ л ’] ) Описание : слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук « ы-ы-ы » («пароход гудит») Обратите внимание : Теплый воздух выходит по бокам Если при пропевании звука [ ы ] получается мягкий [ л ’] , попросите ребенка еще больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для исправления звука [ р ]
ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание : улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: Покусывать кончик языка Покусывать середину языка Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание : Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала . Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Обратите внимание : Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая « пя-пя-пя »
КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание : улыбнуться , приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание : Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.
ЧАШЕЧКА Язычка загнем края, Делай также, как и я. Язычок лежит широкий И как чашечка глубокий. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка. Описание : открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до 5-10. Повторить 3-4 раза. Обратите внимание : Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку « пя-пя-пя », распластать язык и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание : улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание : Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
ЛОШАДКА Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздается щелчок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку); укреплять мышцы языка. Описание : улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами») Обратите внимание : Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее») Нижняя челюсть не двигается, работает только язык
ГРИБОК Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука [ р ] ; укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание : улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»); удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание : Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка»: ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идет медленно») и присасывать язык к нёбу.
ДЯТЕЛ Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздается громкий стук. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука [ р ] , укреплять мышцы кончика языка. Описание : улыбнуться , открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя « д-д-д ». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание : Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Звук [ д ] носит характер четкого удара, не «хлюпает». Звук [ д ] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
ГАРМОШКА Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : укреплять мышцы кончика языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание : Если ребенок не может присосать язык к нёбу то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
КУЧЕР Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!» РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель : отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению [ р ] ; развивать силу выдоха. Описание : сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них; губы вибрируют и слышен характерный звук: « Тпру-у-у !». Затем положить между губами широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Обратите внимание : Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее. Губы и язык должны быть расслаблены.
Использованная литература: Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с. Нищева Н.В., Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательство «Детство Пресс», 2009. – 28 с. Буйко В. Чудо-обучайка : Речевая моторика. Речевое дыхание. Дикция. – Издательство « Литур », 2010, 32 с Костыгина В.Н. Тру-ля-ля . – М. Издательство «Карапуз», 2001, 20 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...