буклет "Как разговорить ребенка. Запуск речи."
материал по логопедии
В буклете даны советы логопеда для родителей неговорящих детей по запуску речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда.
- Уберите телефон, выключите телевизор!
Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.
- Разговаривайте с ребенком
Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.
Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.
3. Пойте песни, читайте стихи
Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.
Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать.
4. Покажите, как говорить
Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.
Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.
5. Побуждайте ребенка говорить
Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.
Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.
Сохраняйте спокойствие
Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.
«Запуск» речи процесс долгий и трудоемкий. Может пройти несколько месяцев, прежде чем у ребенка появится первое слово, фраза, предложение. Но сколько радости Вам, дорогие мамы и папы, принесет результат!
На гостиной «Развиваемся вместе» мы, воспитатели и узкие специалисты, покажем Вам с чего начинать развитие речи детей. В какие сюжетно-ролевые игры необходимо играть в возрасте 3-4 лет, как развивать крупную и мелкую моторику, над чем поработать, чтобы ребенок начал говорить.
Прежде, чем учить ребенка произносить целые слова, мы рекомендуем поработать над произношением звуков раннего онтогенеза: А, У, О, П, Б, Т, Д, М, В, Ф. Даже если ребенок уже говорит, но его речь малопонятна для окружающих – начинать нужно с отработки этих звуков.
Работа над звуками должна проходить в игровой форме. Каждый звук связывается с определенным действием:
А – Аня плачет
У – дудочка играет
О – поем в микрофон
П – пушка стреляет
Б – играем на барабане
Т – стучим молоточком
Д – дятел стучит
М – корова мычит
В – машинка едет
Ф – брызгаем пульверизатором
После каждого действия показываем ребенку картинку – символ. На картинке изображены предметы и действия, которые обозначают каждый звук. Например:
Звук Т звук А
Когда ребенок будет уверенно произносить данные звуки, действия с предметами можно не повторять, а работать только с картинками.
Затем, мы соединяем картинки, чтобы получить слоги и слова.
ТА
ТО
ТУ
ТОК
ТУК
Далее начинается второй этап – работа над фразой.
Как разговорить ребенка
«Запуск» речи»
Рекомендации логопеда
МБДОУ №54 «Золушка»
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/23/picture-1042627-1535039846.jpg)
«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.
laquo;Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/06/picture-1345006-1630907983.jpg)
Если ребенок молчит. Советы при запуске речи
Если ребенок до 2-2,5 года совсем не говорит или говорит совсем мало.Нужно вовремя провести необходимые обследования, определить возможные причины задержки речевого развития и оказать ребенку по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/13/picture-1391444-1647173700.jpg)
Мой доклад . "Влияние музыкальных занятий на запуск речи неговорящего ребенка"
В материале рассматриваются различные компоненты музыкального занятия и оценивается их влияние на запуск речи у неговорящего ребенка....
План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.
Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
«Карточки ПЕКС как средство «запуска» речи неговорящего ребенка»
ПЕКС – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у ко...
Эффективные логопедические занятия для запуска речи ребенка. "Стишок-отвечайка"
Эффективные логопедические занятия для запуска речи ребенка."Стихи-болтушки" стимулируют у детей память, воображение, расширяют запас первых слов, помогают вырасти любознательными и общитель...
Эффективные логопедические занятия для запуска речи ребенка. Стихи-болтушки. "Я кормлю цыплят"
Эффективные логопедические занятия для запуска речи ребенка."Стихи-болтушки" стимулируют у детей память, воображение, расширяют запас первых слов, помогают вырасти любознательными и общитель...