Если ребенок молчит. Советы при запуске речи
консультация по логопедии

Соломатина Элеонора Константиновна

Если ребенок до 2-2,5 года совсем не говорит или говорит совсем  мало.

Нужно вовремя провести необходимые обследования, определить возможные причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь.

Любые нарушения речи можно исправить. Главное - не упустить время!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_pri_zapuske_rchi_20-21.docx210.06 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок молчит.

Советы при запуске речи.

Если ребенок до 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.  Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как органическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; частые болезни ребенка), так и социальными.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже удается гораздо труднее. Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного процесса. Важно отметить, что коррекцию речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога, психиатра. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Но нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. - Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

 Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Как правило, в семьях, где у родителей нет времени, или желания общаться с детьми, то речевое развитие малышей также задерживается.

Вот несложные советы, которые могут помочь ребенку при запуске речи.

  • Начинайте прямо сейчас!

Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в года. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

  • Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, категорически сведите к минимуму просмотр мультфильмов и игр с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

  • Разговаривайте с ребенком

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Приучайте себя разговаривать с детьми, а не при детях. Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему рассказываете. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

 Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

3. Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать. Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.

Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двуми-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

  • Покажите, как говорить

Логопеды советуют завести альбом с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции типа «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

  • Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

  • Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

  • Сохраняйте спокойствие

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

Стоит ли обращаться за помощью к логопеду?

Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 2-3 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Логопед объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.

Родителям следует помнить, если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, проблемы и или трудности не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить возможные причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Любые нарушения речи можно исправить. Главное - Не упустите время!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок молчит или плохо говорит

рассматриваются виды речевых отклонений, способы их диагностики и коррекции...

Наглядная информация для родителей «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

Наглядная информация для родителей по использованию мнемотаблиц для занятий с детьми в домашних условиях....

Консультация для родителей "Если ребенок молчит"

laquo;Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить всена самотек?...

Если ребенок молчит

Многие мамы начинают беспокоиться , если малыш к 2 годам молчит......

Рекомендации для родителей "Если ребенок молчит"

Рекомендации для родителей "Если ребенок молчит"...

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

Рекомендации для родителей.Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь, чуде...