ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
МДОУ – ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКОГО САДА № 127
Гераськина л.В.,
учитель – логопед
МДОУ – ЦРР – д/с № 127
«Именно от родителей зависит, как будет
развиваться их ребенок. Чтобы помочь
малышу в этом, мало его любить. Нужно
еще знать, что принесет ему большую
пользу».
Речь Вашего ребенка немного отличается от речи его сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут: педиатр, невролог, психиатр, логопед, психолог, дефектолог, педагоги ДОУ, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК. Возможно, понадобится помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача – генетика.
Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего, ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще вчера!
Для конструктивного подхода в решении проблемы Вам необходимо:
- Обратиться за консультацией к специалистам. Так, в калининградском областном центре диагностики и консультирования детей и подростков можно пройти психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК). Документы, необходимые для прохождения ПМПК:
- Медицинская карта из поликлиники
- Заключение: ЛОРа, окулиста, невролога
- Направление на ПМПК (из ДОУ или поликлиники)
- Характеристика из ДОУ (если посещает)
- Рисунки, аппликации
Адрес: г. Калининград, ул. Гостиная, 7. тел. 93 42 91
- Обратитесь в дошкольные образовательные учреждения, где работают консультационные пункты по оказанию коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Вам помогут принять активное практическое участие в психоречевом развитии ребенка и организуют медико – психолого – социальное сопровождение. (Рис. 1.)
Рис. 1. Модель процесса МППС сопровождения ребенка.
Цикл А
Цикл Б
Цикл В
Выход
То, что видит специалист в момент приема, и то, что происходит с ребенком в любое другое время, представляет собой иногда очень разные картины. Для того, чтобы картина развития ребенка была полнее, специалисту требуется информация. Чем она полнее, тем объективнее оценивается ситуация, и тем точнее устанавливается направление для работы. Для этого необходимо вести дневник родительского наблюдения.
Он может иметь различную форму (альбом, тетрадь) и различное содержание: распечатанные на принтере таблички, рисунки, пиктограммы, обводки, методички, диагностические листы.
Что указывать в дневнике?
- Что удивило, обрадовало или расстроило в ребенке в этот день. Записи краткие – это лишь зарубки для информации.
- Фиксируйте изменения, описывая, не стесняйтесь негативного, будьте объективны, сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.
Кто и как должен вести дневник?
- Ответственную функцию берет на себя тот, кто рядом с ребенком.
- Дневник – это не мемуары.
- Можно «дописывать потом».
- Дневник – это отчет перед ребенком. Пусть он знает, что вы для него сделали все, что смогли.
Содержание дневника:
- «Что умеет мой малыш?» - оценка состояния развития ребенка родителями.
- «Ступеньки развития» - диагностические таблицы возрастного развития, отметки педагога и родителя.
- Характеристика поведения ребенка на занятиях
- Упражнения для развития органов артикуляции – отметки педагога и родителя о том, как ребенок выполняет упражнения.
- Упражнения для развития тонкой моторики рук – отметки педагога и родителя.
- Приемы стимуляции, включающие гимнастику и массаж и т.д.
Семейный архив сохранит дневник родительских наблюдений как драгоценную реликвию, рукотворный артефакт периода трудностей в речевом развитии.
Совместная работа учителя – логопеда и родителей является неотъемлемой частью и залогом успеха всего педагогического процесса, и, зачастую, от хорошей организации именно этой работы зависит эффективность коррекционного воспитательно – образовательного процесса. (Таблица 1.)
Таблица 1.
Схема взаимодействия учителя – логопеда и родителей с другими специалистами
Педагог - психолог | Валеолог | Социальный педагог | Врач - невропатолог | Врач – психиатр |
Обмен информацией о результатах обследования, составление индивидуальных программ развития ребенка, проведение консилиумов, консультаций для родителей и педагогов, семинаров, лекций, выпуск памяток и информационных листов, пропаганда знаний о развитии речи как высшей психической функции. | Обсуждение тем и выбора средств по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей, закрепление навыков правильной речи на занятиях валеолога и введение валеологических знаний на логопедических занятиях. | Обмен информацией о результатах исследования семьи и семейных отношений, поиск путей и форм оптимальной работы с семьей. | Консультирование по проблеме состояния нервной системы ребенка, назначение курса лечения и получение информации от логопеда о результативности проведенного лечения, просвещение родителей о причинах речевых расстройств и необходимости оказания комплексной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Обсуждение проблемы ребенка на консилиумах. | Консультирование по проблеме психического состояния ребенка, назначение курса лечения и получение информации от логопеда о поведении ребенка, особенностях его познавательной деятельности, проведение разъяснительной работы среди родителей о необходимости комплексного подхода к коррекции развития ребенка. Обсуждение проблемы ребенка на консилиумах. |
Вооружение родителей основными знаниями об особенностях развития речи ребенка в норме и патологии поможет в комплексе и многосторонне воздействовать на проблему. (Таблица 2.)
Таблица 2.
Координационный план деятельности учителя - логопеда и родителей по развитию речи детей.
Педагогические задачи | Учитель - логопед | Родители | |||
В игре | В развитии музыкальных способностей | В оздоровлении | В развитии художественных способностей | ||
1. Развитие мелкой моторики | |||||
2. Развитие мимики | |||||
3. Развитие речевого дыхания | |||||
4. Развитие голоса | |||||
5. Развитие фонематического слуха | |||||
6. Развитие языкового анализа | |||||
Слежение за правильным произношением коррегированных звуков | |||||
7. Развитие артикуляции | |||||
8. Развитие грамматического строя | |||||
9. Развитие словаря | |||||
10. Развитие диалогической речи | |||||
11. Развитие монологической речи | |||||
12. Развитие коммуникативных навыков |
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем. Построению отношений с родными и близкими ребенка на принципах взаимоуважения, доброжелательности, сотрудничества и получению объективного представления о ребенке поможет анкетирование. (см. приложение 1.)
Знание родителями нормативно – правовой базы будет способствовать:
- социальной защите и помощи развитию детей раннего, дошкольного и школьного возраста;
- грамотному включению родителей в коррекционно – образовательный процесс;
- реализации единства требований к воспитанию и развитию ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Уважаемые родители!
- Вы определили пути коррекционной работы с ребенком в соответствии с его потребностями и Вашими запросами.
- Определили зоны ближайшего развития ребенка.
- Подобрали оптимальные методики и формы работы, способствующие лучшему развитию ребенка. Если работа специалиста направлена на коррекцию взаимодействия ребенка с близкими ему людьми, необходимо использовать приемы работы наиболее эффективные для взаимодействия с данной семьей.
- Научились правильно организовывать домашние занятия ребенка, подбирать соответствующие возрасту и развитию игрушки и игры и принимать в них разумное участие.
- При проведении занятия Вы ориентируетесь на состояние ребенка и организовываете наиболее подходящую для ребенка развивающую среду.
Помогите ребенку развить и реализовать свои способности, не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится.
Приложение 1.
Анкета
Уважаемые родители! Для целостного представления о личности и проблемах вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.
Каков состав вашей семьи? __________________________________________
__________________________________________________________________
Каков характер отношений между членами семьи? ______________________
__________________________________________________________________
Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи? _________________
__________________________________________________________________
Кому малыш отдает предпочтение?____________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"
Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1. Белашова Татьяна Анатольевна ...
Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста
Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. Современное многонациональное общество нередко демонстрирует примеры нетерпимости и агрессивности в отношении людей ...
«ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Уже четыре года я выкладываю на сайте нашей группы "Капельки" домашние задания по лексическим темам. А ещё мы с родителями активно используем социальные сети и мессенджеры для обще...
Мастер-класс "Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ
Обсуждение общих и наиболее актуальных вопросов организации коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ....
Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».
В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.
Актуализация проблемыВ настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорно...
Мастер- класс« Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ»
Мастер-класс для родителей воспитанников с речевыми нарушениями....