ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
статья по логопедии

Гераськина Людмила Владимировна

выступление на педагогическом форуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.v._statya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА

 МДОУ – ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКОГО САДА № 127

Гераськина л.В.,

учитель – логопед

МДОУ – ЦРР – д/с № 127

«Именно от родителей зависит, как будет

развиваться их ребенок. Чтобы помочь

малышу в этом, мало его любить. Нужно

еще знать, что принесет ему большую

пользу».

    Речь Вашего ребенка немного отличается от речи его сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут: педиатр, невролог, психиатр, логопед, психолог, дефектолог, педагоги ДОУ, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК. Возможно,  понадобится помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача – генетика.

    Когда следует обратиться за помощью? Если возник такой вопрос, скорее всего, ваша тревога обоснована – нужно было сделать это еще вчера!

    Для конструктивного подхода в решении проблемы Вам необходимо:

  1. Обратиться за консультацией к специалистам. Так, в калининградском областном центре диагностики и консультирования детей и подростков можно пройти психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК). Документы, необходимые для прохождения ПМПК:
  • Медицинская карта из поликлиники
  • Заключение: ЛОРа, окулиста, невролога
  • Направление на ПМПК (из ДОУ или поликлиники)
  • Характеристика из ДОУ (если посещает)
  • Рисунки, аппликации

Адрес: г. Калининград, ул. Гостиная, 7. тел. 93 42 91

  1. Обратитесь в дошкольные образовательные учреждения, где работают консультационные пункты по оказанию коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Вам помогут принять активное практическое участие в психоречевом развитии ребенка и организуют медико – психолого – социальное сопровождение. (Рис. 1.)

Рис. 1. Модель процесса МППС сопровождения ребенка.

        Цикл А

        Цикл Б

        Цикл В

        Выход

    То, что видит специалист в момент приема, и то, что происходит с ребенком в любое другое время, представляет собой иногда очень разные картины. Для того, чтобы картина развития ребенка была полнее, специалисту требуется информация. Чем она полнее, тем объективнее оценивается ситуация, и тем точнее устанавливается направление для работы. Для этого необходимо вести дневник родительского наблюдения.

    Он может иметь различную форму (альбом, тетрадь) и различное содержание: распечатанные на принтере таблички, рисунки, пиктограммы, обводки, методички, диагностические листы.

    Что указывать в дневнике?

  • Что удивило, обрадовало или расстроило в ребенке в этот день. Записи краткие – это лишь зарубки для информации.
  • Фиксируйте изменения, описывая, не стесняйтесь негативного, будьте объективны, сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.

    Кто и как должен вести дневник?

  • Ответственную функцию берет на себя тот, кто рядом с ребенком.
  • Дневник – это не мемуары.
  • Можно «дописывать потом».
  • Дневник – это отчет перед ребенком. Пусть он знает, что вы для него сделали все, что смогли.

    Содержание дневника:

  1. «Что умеет мой малыш?» -  оценка состояния развития ребенка родителями.
  2. «Ступеньки развития» - диагностические таблицы возрастного развития, отметки педагога и родителя.
  3. Характеристика поведения ребенка на занятиях
  4. Упражнения для развития органов артикуляции – отметки педагога и родителя о том, как ребенок выполняет упражнения.
  5. Упражнения для развития тонкой моторики рук – отметки педагога и родителя.
  6. Приемы стимуляции, включающие гимнастику и массаж и т.д.

    Семейный архив сохранит дневник родительских наблюдений как драгоценную реликвию, рукотворный артефакт периода трудностей в речевом развитии.

    Совместная работа учителя – логопеда и родителей является неотъемлемой частью и залогом успеха всего педагогического процесса, и, зачастую, от хорошей организации именно этой работы зависит эффективность коррекционного воспитательно – образовательного процесса. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Схема взаимодействия учителя – логопеда и родителей с другими специалистами

Педагог - психолог

Валеолог

Социальный педагог

Врач - невропатолог

Врач – психиатр

Обмен информацией о результатах обследования, составление индивидуальных программ развития ребенка, проведение консилиумов, консультаций для родителей и педагогов, семинаров, лекций, выпуск памяток и информационных листов, пропаганда знаний о развитии речи как высшей психической функции.

Обсуждение тем и выбора средств по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей, закрепление навыков правильной речи на занятиях валеолога и введение валеологических знаний на логопедических занятиях.

Обмен информацией о результатах исследования семьи и семейных отношений, поиск путей и форм оптимальной работы с семьей.

Консультирование по проблеме состояния нервной системы ребенка, назначение курса лечения и получение информации от логопеда о результативности проведенного лечения, просвещение родителей о причинах речевых расстройств и необходимости оказания комплексной помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Обсуждение проблемы ребенка на консилиумах.

Консультирование по проблеме психического состояния ребенка, назначение курса лечения и получение информации от логопеда о поведении ребенка, особенностях его познавательной деятельности, проведение разъяснительной работы среди родителей о необходимости комплексного подхода к коррекции развития ребенка. Обсуждение проблемы ребенка на консилиумах.

   

    Вооружение родителей основными знаниями об особенностях развития речи ребенка в норме и патологии поможет в комплексе и многосторонне воздействовать на проблему. (Таблица 2.)

Таблица 2.

Координационный план деятельности учителя - логопеда и родителей по развитию речи детей.

Педагогические задачи

Учитель - логопед

Родители

В игре

В развитии музыкальных способностей

В оздоровлении

В развитии художественных способностей

1. Развитие мелкой моторики

2. Развитие мимики

3. Развитие речевого дыхания

4. Развитие голоса

5. Развитие фонематического слуха

6. Развитие языкового анализа

Слежение за правильным произношением коррегированных звуков

7. Развитие артикуляции

8. Развитие грамматического строя

9. Развитие словаря

10. Развитие диалогической речи

11. Развитие монологической речи

12. Развитие коммуникативных навыков

    Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем. Построению отношений с родными и близкими ребенка на принципах взаимоуважения, доброжелательности, сотрудничества и получению объективного представления о ребенке поможет анкетирование. (см. приложение 1.)

    Знание родителями нормативно – правовой базы будет способствовать:

- социальной защите и помощи развитию детей раннего, дошкольного и школьного возраста;

- грамотному включению родителей в коррекционно – образовательный процесс;

- реализации единства требований к воспитанию и развитию ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Уважаемые родители!

  1.  Вы определили пути коррекционной работы с ребенком в соответствии с его потребностями и Вашими запросами.
  2. Определили зоны ближайшего развития ребенка.
  3. Подобрали оптимальные методики и формы работы, способствующие лучшему развитию ребенка. Если работа специалиста направлена на коррекцию взаимодействия ребенка с близкими ему людьми, необходимо использовать приемы работы наиболее эффективные для взаимодействия с данной семьей.
  4. Научились правильно организовывать домашние занятия ребенка, подбирать соответствующие возрасту и развитию игрушки и игры и принимать в них разумное участие.
  5. При проведении занятия Вы ориентируетесь на состояние ребенка и организовываете наиболее подходящую для ребенка развивающую среду.

    Помогите ребенку развить и реализовать свои способности, не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится.

Приложение 1.

Анкета

    Уважаемые родители! Для целостного представления о личности и проблемах вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Каков состав вашей семьи?  __________________________________________

__________________________________________________________________

Каков характер отношений между членами семьи? ______________________

__________________________________________________________________

Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи? _________________

__________________________________________________________________

Кому малыш отдает предпочтение?____________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. Современное многонациональное общество нередко демонстрирует примеры нетерпимости и  агрессивности в  отношении людей ...

«ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Уже четыре года я выкладываю на сайте нашей группы "Капельки" домашние задания по лексическим темам. А ещё мы с родителями активно используем социальные сети и мессенджеры для обще...

Мастер-класс "Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ

Обсуждение  общих и наиболее актуальных вопросов организации коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ....

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209»...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.

Актуализация проблемыВ настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорно...

Мастер- класс« Организация коррекционной помощи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Мастер-класс для родителей воспитанников с речевыми нарушениями....