Семинар-практикум для родителей воспитанников с ОНР «С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!»
консультация по логопедии

Баева Юлия Сергеевна

За тысячелетия развития человечества сложились две ветви воспитания: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения - это два важнейших института социализации детей, играющие уникальные, но взаимодополняющие роли в их развитии. Современные родители обладают богатым доступом к педагогической информации, но часто выбор литературы и ее применение носят хаотичный характер, что не всегда приносит желаемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для родителей воспитанников с ОНР

«С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!»

Цель:

  • установить сотрудничество между логопедом и родителями детей старшей группы с комбинированной направленностью, имеющих нарушения речи;
  • помочь родителям осознать значимость семейного участия в процессе коррекции;
  • ознакомить с этапами коррекционной работы, проводимой как в детском саду, так и в домашних условиях;
  • обучить родителей играм и методам взаимодействия с детьми, имеющими дефекты речи.

Раздаточные материалы: зеркала в количестве, соответствующем числу родителей, игрушки, издающие звуки, лазерная указка, обернутый в фольгу карандаш, Су-Джок шарики, макароны различных форм, раскрашенные, леска, памятки для родителей.
Подготовительная работа: рассылка приглашений родителям, оформление выставки методической литературы и пособий по развитию речевых навыков у детей-логопатов в «Уголке логопеда», а также выставка под названием "Игры для развития мелкой моторики".

Ход:

Вводная часть.

« уважаемые  Сегодня мы собрались, чтобы провести обучающий семинарпрактикум,   вашим  в  коррекционной  с детьми дома.    что  речевых нарушений–               развития человечества сложились две ветви  семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения -  два  института социализации детей,   но   в их       к педагогической информации, но часто   и      что      Именно поэтому  мы с   в  коррекции    и  работы, которые  вам    в   речевых нарушений у    –    развития    первые пять лет жизни формируется   с  и     и  Именно в этот  ребенок учится слышать, видеть,  и     с   и  с  роль в преодолении речевых нарушений у ребенка   учитель-логопед, буду    но   в   -   к 

  вы     в  с    мне  вам три  коррекции 

       в    и    детям       их   своих  и -    в   в                 -      в     в           и    -       -        что в       -    с  упражнения для        и  которые  вам в 

           с    и       артикуляционного        ребенка       с               ребенка       с         с         ребенка         с  с   

       и  которые      звука в     ребенка   и        с       речевых   ребенка       в     с  с   с   что  работа    и    с           и  чтобы  были  и  что вы   в этом   буду   вам     мы     в развитии речи вашего      знания и       и  -     в  с   мы   к 

Основная часть.

 этап   звука у ребенка –      а  работа,  на развитие    для правильного      –    в      артикуляционного аппарата,  и   а также    -         и           от       в       –          в  ребенок         –     на развитие подвижности мышц языка, губ, нижней       для     для звука [р] нужно      для звука  –    для звука  –     и   воздушной          и   правильного    нужно  ребенка выдувать воздух сильной и        и   на   на  на   выдувать воздух      зависит от   В  случаях    в других – несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.       звука –     на           а  и  его в             –     а  работа,   и   от   и от его 

Этап постановки звука

Для корректного формирования у ребенка правильного звука важно овладеть техникой изучения положения органов речи в момент правильного произношения звука. Сядьте за стол, установите перед собой зеркало и, артикулируя сложные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно изучите положение губ, зубов и языка. Фиксируйте это положение в памяти, так как оно необходимо для коррекции речевого дефекта и налаживания правильного произношения. Затем посадите ребенка перед зеркалом и попросите его воспроизвести данный звук. Аккуратно наблюдайте за положением его органов артикуляции, сопоставляя с вашими собственными.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.

Уважаемые родители! Вы должны знать, что даже самая кропотливая работа логопеда и воспитателей не исключает необходимости заниматься с ребенком дома, в семье.

Каждую неделю я пишу вам задания, выполняя которые вместе с детьми, вы

помогаете подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

И именно для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, мы выполняем с детьми артикуляционную гимнастику.

Различные упражнения способствуют:

-выработке целенаправленной воздушной струи;

-расслаблению мышц языка;

-умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;

-укреплению мышц языка;

- мышц языка вверх;

-вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по 10 -15 минут.

Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом.

Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, можно под музыку.

При работе дома с детьми важно помнить следующее:

1. Используйте игровую форму для занятий, не принуждайте ребенка. Результативность уроков повышается, когда они проводятся через игру. Пусть игра станет основным способом обучения.

2. Переходите к новым упражнениям только после того, как ребенок хорошо усвоил предыдущие.

3. Выполняйте все упражнения естественно, без давления.

4. Некоторые упражнения следует выполнять в определенной последовательности, чтобы развить устойчивость положений губ и языка у ребенка. Родители могут вести подсчет для этого.

5. Если у ребенка что-то не получается во время занятий, не фокусируйтесь на неудачах. Поощряйте ребенка, вернитесь к более легким упражнениям и напомните, что все однажды учились.

6. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями к логопеду или воспитателю по любым вопросам.

Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать игрушки и представлять, что вы учите их героям, например, Буратино, как правильно выполнять упражнения для языка. Создавайте атмосферу сказки, основываясь на картинках и образах.

Практика.

Родителям раздаются зеркала.

Сейчас я вам предлагаю вместе со мной выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И картинки нам покажет.

Теория.

Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки, ему необходимо научиться слышать их правильно. Не просто слышать звуки, а правильно анализировать их и различать. Это умение известно как фонематический слух.

Маленький ребенок, не умеющий контролировать свой слух, не способен сравнивать звуки друг с другом. Малыша можно научить этому. Для развития слухового внимания, фонематического слуха и речи детям с нарушениями речи необходимо развивать слух. Иногда дети просто не обращают внимания на то, что они неправильно произносят слова.

Упражнения направлены на то, чтобы научить ребёнка слышать и слушать. Когда вы играете с ребенком регулярно, то увидите, как он начинает слышать себя и свою речь. Он пытается найти правильное звучание звука, исправляет дефекты речи.

Все эти игры развивают слуховое внимание (устойчивость, устойчивость, переключение).

Практика.

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Ход игры.

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

"Лови звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков

Ход игры. 

Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

"Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Ход игры.

Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

  • Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

"Волшебная палочка"

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).

Ход игры.

Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.

Теория.

В.А. Сухомлинский говорил, что разум ребенка находится на кончиках его пальцев. В своем заявлении он был прав. Развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи детей. Играя и развивая мелкую моторику пальцев, можно запустить процесс развития речи детей. Научить ребенка вырезать шариками Су-Джок и развивать мелкую моторику можно с помощью игр.

Практика.

Игра «Нанизывание».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: Взрослый предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Пальчиковая гимнастика.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…        

И открыли!

Быстрое соединение пальцев в замок.

Тянем кисти в стороны.

Волнообразные движения.

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.

Пальцы расцепились.

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

Кто главней из них двоих?

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.

Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.

Сцепляют большие пальцы друг с другом.

«Ёжик» (с Су-Джок шариком).

Ход игры: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

Хоть и ростом ёжик мал,

На спине иголки

очень-очень колкие

нам колючки показал,

А колючки тоже на ежа похожи.

дети катают Су-Джок между ладонями

массажные движения большого пальца

массажные движения указательного пальца

 массажные движения среднего пальца

массажные движения безымянного пальца

массажные движения мизинца

дети катают Су-Джок между ладонями

Итоговая часть.

Дорогие родители, вы узнали много нового и весело провели время. Тема семинара: «Играем с ребенком дома, помогаем логопеду. » Надеюсь, что вы будете моими верными помощниками в процессе коррекции речи ваших детей. Вы будете лучше понимать своих детей, когда станете ближе к ним. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, насколько важна для вас информация. Ответы родителей выслушиваются. Словами В. А. я бы подвел итог. Человек - Сухомлинский. Наша миссия – защитить детское сердце от горечи, бед и страданий. Мы будем лучшими друзьями для наших детей, будем помогать и направлять их, помогая преодолевать все трудности и препятствия. Если мы сделаем это вместе, нас не будут волновать препятствия. В конце семинара логопед дает родителям советы и игры.

Используемая литература:

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

Епифанов О.В. Логопедия (разработка занятий для детей дошкольного возраста) - Волгоград, 2004.

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ (методическое пособие)- Москва, 2006.

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

Семинар-практикум для родителей воспитанников комбинированной группы с ОНР «С ребенком дома мы играем, логопеду помогаем!»

Цель:установить партнерские отношения между логопедом и родителями детей с ОНР;способствовать осознанию родителями важности участия семьи в коррекционной работе;познакомить с этапами коррекционной раб...

Консультация для родителей воспитанников средней группы "Безопасность ребенка дома"

Безопасность дошкольника во многом зависит от того какие знания в его голову заложат родители в раннем детстве. Дети в возрасте до пяти лет не осознают всю опасность окружающего мира, не могут думать ...