Доклад "Песочная терапия"
материал по логопедии (старшая группа)

Тупицына Оксана Анатольевна

Доклад "Песочная терапия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия в работе с семьёй и родителями.

К. Д. Ушинский писал

"Самая лучшая игрушка для ребёнка - кучка песка". Почему?

2 слайд

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от норматипичных детей, поэтому приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка, а также развивать творческую активность.

В коррекционной работе с детьми я использую песочную арт-терапию. Песочная терапия - это игра фантазий, которая тесно связана с жизнью ребёнка.

3 слайд это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, генеративных и бес-покойных детей. Песочная терапия применяется для всех детей, но станет особенно полезной при таких нарушениях, как: проблемы развития речи; трудности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками.

4 слайд Во время занятий мы играем с детьми, развивая их воображение, сочиняя в процессе занятий сюжеты для песочных приключений. Общаясь с песком, дети получают навыки конструктивных выходов из различных ситуаций и настроений: ведь они рисуют, по сути, свое актуальное состояние, с которым они пришли сегодня в детский сад.

Для детей важно почувствовать форму предмета руками: погладить, извлечь, слепить, просеять и т. д., они могут долго перебирать песок, крупу, искать камушки, ракушки…Песок для детей – прежде всего материал, который интересен, как и все вокруг, это отличная среда для развития творческих способностей ребёнка.

5 слайд Практика показала, что использование песочных игр даёт большой воспитательный и образовательный эффект:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно

Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»

В-третьих, в играх с песком более интенсивно развиваются все позновательные функции ребёнка.

6 слайд В своей работе я использую серию приёмов, направленную на коррекцию речевых недостатков у ребёнка:

1. Это обучающие игры на песке

Упражнение «Синхронное рисование» развивает мелкую моторику рук, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Ребёнок одновременно двумя руками рисует несложные узоры, а потом более сложные рисунки, что позво-ляет развитию тактильно-кинетических ощущений.

7 слайд Развивать умение концентрировать внимание на деталях, помогает упражнение «Найди отличие». Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.), показывает ее и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей, ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

8 слайд Использую игры на развитие общей и мелкой моторики, перебирая мелкие предметы кончиками пальцев, мы лучше запоминаем новую информа-цию, легче учим стихи. Используя обе руки одновременно развивается правое и левое полушарие, развивается творчество и фантазия к детей. В своей прак-тике использую такие игры: «Идут медвежата»-ребёнок кулачками с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхно-сти песка в разных направлениях

«Ползут змейки» - ребёнок расслабленными пальцами делает поверх-ность песка волнистой линией.

9 слайд Для развития речевого дыхания в своей работе использую упражнения «Выровняй дорогу», рисую дорожку на песке (например, машинкой, фигур-кой оставляя следы), а ребёнок с помощью воздушной струи выравнивает пе-сок.

В упражнении «Что под песком» - ребёнок при помощи трубочки разду-вает песок и находит картинку с изображением.

Выполняя упражнение «Добрый великан», ребёнок раздувает кучку пес-ка.

Очень интересно детям выполнять упражнение «Помоги зайцу замести следы» - в песке делаются небольшие углубления – «следы», ведущие к иг-рушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, доби-ваясь длительности воздушной струи. Выполняя такие упражнения у детей вырабатывается плавная непрерывная длительная струя.

10 слайд 4. Для успешного обучения и для выработки орфографического навыка помогают упражнения на развитие фонематического слуха «Спрячь руч-ки» - я называю ряд звуков, а ребёнок прячет ручки за спиной услышав только на определённый звук и произносит его. В процессе игры у ребёнка форми-руются правильное произношение.

Упражнение «Новоселье» направлено на дифференциацию звуков. В пе-сочнице нарисованы два домика. Под песком спрятаны картинки. Ребенок от-капывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).

Шагая по песочной поверхности и проговаривая слоговые ряды помогает в работе с детьми упражнение «Слоговые дорожки».

Для того, чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер, была интересной каждому ребёнку, необходимо проводить упражнения в игровой форме.

11 слайд Для коррекции дефекта речевого развития и трудностями в произношении слов сложного слогового состава я использую упражнения на формирование слоговой структуры слова, такие как «Полоски» - ребенку предлагается картинка, затем он должен проговорить слово, и начертить нужное количество слогов пальчиком на песке.

А в упражнении «Подбери слово»- ребенок рисует в песочнице уже несколько полосок (от 1 до 4) – которые обозначают слоги, а затем придумывает соответствующее слово по количеству нарисованных полосок.

Упражнение «Разделим слова на слоги» - ребенок делит слово на сло-ги и рисует на песочной поверхности соответствующее количество кругов или соответствующую цифру.

12 слайд Эффективным приемом является Изоритмика - это целый комплекс игровых упражнений, которые направлены на ориентировку, закрепление представлений о форме, цвете, величине предметов; на развитие произвольно-го внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого во-ображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует формиро-ванию монологической речи детей с ОВЗ.

Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая строчки стихотворений, чисто-говорок, потешек. Например:

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибаем пальчики по одному в кулак).

Мы во двор пошли гулять. (Идут по песку указательными и средними пальцами).

Бабу снежную лепили, (рисуют снежную бабу).

13 слайд Птичек крошками кормили, (Крошат песок всеми пальчиками).

С горки мы потом катались, (Ведут пальцами по песку).

А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на песок одной и другой сто-роной).

14 слайд Все в снегу домой пришли. (Идут по песку указательными и средними пальцами).

Отряхнулись спать легли. (отряхиваем ладони, затем укладывают ладо-ни на песок).

15 слайд логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с детьми. Для повышения результативности коррекционной работы предлагаю родителям поиграть с детьми дома, что даёт большой воспитательный и образовательный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...