Рекомендации для родителей Дыхание как основа речи
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данном материале даны основные аспекты формирования правильного речевого дыхания, а также рекомендации для родителей по развитию длительного  плавного речевого выдоха в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_dyhanie_kak_osnova_rechi.docx294.86 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЫХАНИЕ КАК ОСНОВА РЕЧИ».

Подготовил:

учитель-логопед

Никифорова Е.С.

Речевое дыханиеоснова звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Picture background

Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.

С одной стороны, дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание - процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называют речевым (фонационным, или звуковым) дыханием. Физиологическое и речевое дыхание имеют принципиальные отличия.

Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического.

Второе отличие связано с определением активной доли легкого. Выделяют 3 или 4 типа физиологического дыхания: плечевой (верхнее дыхание), грудной, реберный, диафрагмальный (брюшной) тип, - в зависимости от того, какая доля легкого активно вентилируется в процессе вдоха-выдоха (верхняя, средняя или нижняя).

Правильное речевое дыхание - диафрагмально-реберное. Это означает, что при правильном речевом дыхании вентилируются нижние доли легких. Picture background

Диафрагмально-реберное дыхание - наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. По этой причине такой тип дыхания получил название речевого (фонационного) дыхания.

Речевое дыхание имеет иную структуру: короткий вдох, задержка и длительный выход, во время которого и происходит образование звуков. Соотношение длительности вдоха и выхода 1:10, 1:15.

Правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное!), незаметное.

Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) вдыхать глубоко носом и ртом;

2) вдыхать бесшумно (незаметно);

3) не перебирать дыхания при вдохе;

4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);

5) не задерживать дыхания в паузах;

6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперед, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма (грудобрюшная перегородка) опускается, плечи не поднимаются.

Picture background

Своему ребёнку Вы можете предложить следующие игры и упражнения по развитию речевого дыхания:

«Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Буря в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Гуси шипят».

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» - наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш- ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей пособия для развития речи, дыхания, мелкой моторики.

пособия для развития речи,  дыхания, мелкой моторики....

Консультация для воспитателей "Дыхание – энергетическая основа речи."

Консультация для воспитателей "Дыхание – энергетическая  основа речи"...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа речи".

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой....

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Фонематический слух-основа речи»...

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа речи"

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, эт...