Консультация для родителей "Фонематический слух-основа речи"
консультация
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh_-_osnova_rechi.docx | 213.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Фонематический слух-основа речи»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки.
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3.Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч), («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
5. Побуквенное чтение.
6. Искажение слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".
Чтобы этого не случилось, развивать фонематические процессы нужно начинать в возрасте 4-5 лет.
Но сначала нам нужно уточнить, что же такое «слух» и каким он бывает?
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. На начальном этапе развития фонематического слуха - до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно с этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.
Речевой слух или фонематический слух - способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется после 4-х лет.
Фонематическое восприятие или звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов.
Физиологическая основа процесса письма.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма).
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Игра «Назови картинки»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА - Б.
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Игра «Зоркий глаз»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игра «Определи место звука в слове»
Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
В 6-7 лет фонематические процессы будут развиваться и совершенствоваться дальше, и в это период дети будут учиться определять, сколько слогов в слове и сколько слов в предложении.
Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно».
Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"
Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...
Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...
Консультация для родителей на тему: Фонематический слух – основа правильной речи.
В консультации поднимаются проблемы развития звуковой стороны речи у детей. Приводятся практические примеры игровых упражнений с целью формирования развития фонематического слуха у ребёнка в домашних ...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно научиться различать, анализировать и дифференцировать на ...
Консультация для родителей детского сада: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...