Как сделать логопедические занятия эффективными
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Хакимуллаева Наиля Нагимовна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dl_roditelei_i_pedagogov.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать логопедические занятия эффективными

Консультация для воспитателей.

📌С чего начинает работу логопед по постановке звуков с ребенком

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад (предварительно выполняется логопедический массаж).
📌                   Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только логопеда и педагогов, но родителей и детей. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. ✏Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. ✏Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. ✏Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях(логопед, воспитатели, родители). Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с чем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. ✏Дифференциация звуков(логопед, воспитатели, родители). Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

‼Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

📌Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был логопед, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

✏Фонематический слух – ребенок должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

✏Самоконтроль – на протяжении занятий произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых (педагогов, родителей), то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

✏Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям и воспитателям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей и т.д.).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

‼Фонематический слух, самоконтроль, мотивация, внимание и кропотливый труд воспитателей и родителей, которые окружают ребенка– это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

  С уважением, учитель-логопед Хакимуллаева Н.Н.

Источник:

Начало формы

 https://si-speech.ru/logopedicheskie-zanyatiya/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-9-sposobov-pomoch-rebenku-zagovorit.html

Конец формы

🤦‍♂РАССТРОЙСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С АУТИЗОМ
Консультация для педагогов и родителей

(Фрагмент из семинара Н. В. Нищевой)

📌Речевые нарушения у детей с аутизмом и аутистическими расстройствами могут проявляться по-разному, но в основном это:

• мутизм (отсутствие речи);
• эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто воспроизводимые через некоторое время после того, как были услышаны;
• большое количество слов-штампов и фраз-штампов, что часто создает иллюзию хорошо развитой речи;
• отсутствие обращений в речи, несостоятельность в диалоге при том, что монологическая речь может быть относительно развитой;
• автономность речи, которая проявляется в существенном искажении слов, которые дети повторяют за окружающими (мамакаоны вместо макароны, амосот вместо самолет и т.п.);
• позднее появление в речи местоимений, особенно местоимения я, неправильное их использование (Дети с аутизмом редко используют в своей речи местоимения. Они не осознают себя как индивидуальное «я», говорят о себе во втором или третьем лице, повторяя то, как к ним обращаются другие – «ты пойдешь», «ты покушаешь», «он погулял» и т.п. Ребенок с аутизмом не всегда откликается на свое имя, не пытается привлечь других к заинтересовавшему его предмету).
• неологизмы;
• нарушения грамматического строя речи;
• нарушения звукопроизношения;
• нарушение просодических компонентов речи (общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска, неинтонированность, монотонность речи).

📌Все эти проявления обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает отпечаток на речевое общение.
Речь детей с аутизмом качественно отличается от речи детей с умеренной степенью умственной отсталости. Последние говорят, используя свой небогатый словарный запас, в то время как дети с аутизмом неправильно пользуются интонацией, синтаксисом и не понимают смысла фраз, построенных из сложных логико-грамматических конструкций.

📌В некоторых случаях механические навыки языка развиты у детей с аутизмом и РАС значительно лучше, чем понимание (ребенок может бегло читать, абсолютно не понимая прочитанного).

‼Приблизительно у трети детей с аутизмом так никогда и не развивается речевая коммуникация. У других появляются элементы речи, которые ребенок использует для конкретных просьб.

📌Нарушение речи у детей с аутизмом – результат вербальной слуховой агнозии, невозможности различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них нарушена также способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.

📌Сейчас говорят о том, что у детей с РДА отмечаются разные варианты речевого развития. В специальной литературе выделяют четыре варианта нарушений речи при РДА.

✏Особенностью первого варианта является ранее развитие речи (появление первых слов в 8-10 месяцев, сразу же вслед за этим появление первых фраз), а затем регресс в возрасте двух-двух с половиной лет, когда внешняя речь практически утрачивается.

✏Особенностями второго варианта являются позднее становление речи (появление первых слов с 14 месяцев до трех лет), медленное накопление словарного запаса, затруднения в формировании фразовой речи, ее аграмматичность.

✏При третьем варианте первые слова появляются у ребенка до года, быстро накапливается словарный запас, но отмечаются трудности в овладении фразовой речью. Речь отличается стереотипностью.
Есть проблемы в использовании речи как средства общения.

✏При четвертом варианте речевого развития отмечается приближенность раннего речевого развития к норме, а затем его приостановка до 5-6 лет с характерным регрессом фразовой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать похвалу более эффективной

        Иногда бывает так, что родители хвалят детей, но не очень эффективным образом. Вот некоторые примеры того, как максимально повысить эффективность похвалы детей....

Система использования нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, как эффективный метод подготовки детей к школе (презентация).

Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий на различных этапах логопедического занятия, как средство подготовки детей к школе....

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий

Обобщение опыта по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий"...

Информация из опыта работы : «Занимательная гимнастика для язычка как средство повышения эффективности логопедического занятия»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои м...

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий

Продуктивность логопедических занятий зависит от многих факторов: возраста ученика и тяжести его речевого дефекта, опыта и профессионализма логопеда, подбора соответствующего метод...

Эффективные методы и приёмы организации логопедических занятий с детьми с РАС в условиях группы компенсирующей направленности

Эффективные методы и приёмы организации логопедических занятий с детьми с РАС в условиях группы компенсирующей направленности....