Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений"
консультация (младшая группа)
В консультации предлагаются практические советы родителям для профилактики речевых нарушений и стимуляции речи в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы родителям для стимуляции речи детей и профилактики речевых нарушений | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений,
стимуляция речевого развития в условиях семьи
Речевые нарушения у детей - это серьёзная проблема нашего времени. Проблемы бывают разнообразны – от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи. К тому же эти нарушения не исчезают самостоятельно, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства.
Причины речевых нарушений разнообразны. Среди них:
- ухудшение экологической обстановки;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Что можно предпринять родителям для профилактики речевых нарушений?
Ограничивайте телевизионное общение во времени. Детям раннего возраста(от 1 года до 4 лет) ТВ (и другие гаджеты) не должны заменять общение с близким человеком, иначе влияние будет резко отрицательное. Ребёнок при просмотре передач занимает пассивную позицию. Он принимают информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, сказке, не может задать вопроса – он молчит.
Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телепросмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период формирования речи – до 7 лет. Выбирайте для своего ребёнка телепередачи и фильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе.
Лучше вообще исключить просмотр боевиков, «ужастиков», даже анимационных (особенно в кино). Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнёром для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы (и компьютерные игры) могут спровоцировать заикание.
Для правильного речевого развития ребенку необходимо здоровое речевое окружение.
- Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать.
- Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
- Никогда, даже если вы устали, не говорите ребёнку «отстань», «некогда» в ответ на его вопросы. Так вы снижаете его речевую активность, мыслительную деятельность, тормозите развитие ребёнка.
Как помочь ребенку овладеть речью?
- Тактично исправляйте ошибки в речи ребёнка.
- Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую он познаёт окружающий мир. Играйте с ним и обращайте внимание на различные звучащие предметы (животные, птицы, транспорт и т.п.)
- Включайте ребёнка в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Давайте ему полезные поручения и обязательно благодарите за помощь.
Поход в магазин – помощь в развитии речи.
- Решите вместе с ребёнком, какие покупки нужно сделать. Объясните, для чего нужны данные покупки, из чего можно приготовить обед. Это поможет научиться обсуждать проблему, высказываться, обосновывать свою точку зрения. Возьмите две сумки: большую для себя и маленькую для ребёнка.
При упаковке продуктов покажите, что в большую мамину сумку входит много продуктов, а в маленькую детскую мало. Это поможет овладеть умением сравнивать предметы по объёму.
- Выбирая покупки, обращайте внимание детей, на то, что хлеб продаётся в пакете, витрины прозрачные, конфеты дорогие (объясняйте почему).
- По дороге домой, обратите внимание, что сумки были пустые, а теперь полные. Спросите, какой покупке обрадуется бабушка, кошка.
Всё это поможет научиться устанавливать причинно-следственные связи, предполагать, высказываться
Непраздные вопросы
Умение отвечать на вопросы – один из важнейших шагов в освоении любого языка. Задавайте детям вопросы о местоположении предметов: «Где? Куда? Откуда? На чём?» «Куда Лена положила куклу?» «Где лежат книги?»
Важно понимание вопроса «Кому?»: «Кому надо дать морковку?»
Не обойтись без ответов на вопросы: «Что? Кто? У кого?»
«Что рисует девочка? Кого везёт мама? У кого в руках зайка?»
- При ответе на вопросы, закрепляйте понимание предлогов в, на, под, за, у, с а позже над, из-за, из-под. (Где спрятался щенок? Щенок спрятался в будке. Откуда выглянуло солнышко? Солнышко выглянуло из-за тучки.)
- Не обойтись без соотнесения слов «один – мало – много – ни одного» с соответствующим количеством предметов при ответе на вопрос «Сколько?». (Подсказываем правильное согласование: много утят, ни одного облака и т.п.)
- Помогаем соотнести слова большой, средний, маленький с размером предметов. Усложняем, сравнивая: «Щенок больше цыплёнка. Муравей меньше птички.
- Также стараемся развивать умение различать на вкус (сладкий, солёный, кислый, пресный) и употреблять в речи эти качественные прилагательные.
- Обогащаем словарный запас.
Слова – синонимы и слова-антонимы
Синонимы – это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными оттенками.
Антонимы – слова с противоположным значением.
Игры по подбору синонимов и антонимов помогут обогатить, уточнить и систематизировать словарный запас ребёнка.
- Игра «Наоборот»
Взрослый называет одно слово, а ребёнок быстро произносит другое: быстро - … (медленно), близко - … (далеко), вход - … (выход) и т.д. - Игра «Подбери похожие слова»
Взрослый называет «стержневое» слово, а ребёнок – сходные по значению. Например: горячий… (знойный, жаркий и пр.), бояться…(трусить, пугаться, робеть, опасаться и т.д.)
Учить стихи – легко?
Все понимают, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии и формирует культурный уровень ребенка.
Стихи должны по объёму соответствовать возрасту, иметь чёткий ритм, соответствовать темпераменту ребёнка (шалунам нравятся весёлые и ритмичные, спокойным – размеренные и плавные).
Заучивать стихотворение надо эмоционально и с выражением, иначе для ребёнка оно будет лишено смысла.
Развитие точных движений пальцев рук благотворно влияет на развитие речи.
Поэтому полезно:
- Лепить из пластилина, глины, рисовать и раскрашивать (не фломастерами);
- Составлять аппликации;
- Работать с ножницами;
- Нанизывать бусы;
- Завинчивать гайки;
- Конструировать из мелких деталей;
- Выжигать, выпиливать;
- Пришивать пуговицы, вышивать;
- Выкладывать рисунки из камней, палочек, шишек, крупы.
Важно для правильного произношения
Тренировать силу и длительность выдоха (не надувая щек):
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом очень длинным выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломину;
- Надувать воздушные шарики, небольшие надувные игрушки;
- Играть на музыкальных игрушках (дудках, губных гармошках…);
- Дуть на детские флюгеры;
- Учиться плавать, нырять.
Развивать мышцы речевого аппарата:
- Жевать мясо, а не только сосиски и котлеты;
- Жевать сырые мытые овощи (редис, морковь, репу);
- Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
- Лизать мороженое;
- Чистить зубы (и дёсны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
- Жевать боковыми зубами;
- Полоскать рот.
Успешная работа по исправлению звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя – логопеда и частоты логопедических занятий, главное – это закрепить звук в самостоятельной речи ребёнка.
Занятия не принесут никакой пользы, если ребёнок, выходя из кабинета, не пользуется исправленным звуком в речи.
Долг родителей – помочь ребёнку следить за произношением вне детского сада.
Чаще обращайте внимание ребёнка на то, чему он уже научился, что он умеет. Стимулируйте его пользоваться полученными навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.
В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...
консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"
Материал о необходимости родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР....
Консультация "Профилактика психо-речевых нарушений в период психофизиологических возможностей дошкольников"
Консультация для педагогов дошкольного образования по профилактике психо-речевых нарушений у детей....
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"
Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевые нарушения и причины их возникновения»
Информация будет полезна для родителей....
Консультация "Аденоиды и речевые нарушения у детей"
Консультация знакомит родителей с данной патологией, причинами её возникновения, опасностью этого заболевания и необходимостью его профилактики....
Консультация "АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ"
АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ...