Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений"
консультация (младшая группа)

Шлепнина Елена Валериевна

В консультации предлагаются практические советы родителям для профилактики речевых нарушений и стимуляции речи в условиях семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений,
стимуляция речевого развития в условиях семьи

Речевые нарушения у детей - это  серьёзная проблема нашего времени. Проблемы бывают разнообразны – от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи. К тому же эти нарушения не исчезают самостоятельно, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства.

Причины речевых нарушений разнообразны. Среди них:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Что можно предпринять родителям для профилактики  речевых нарушений?

     Ограничивайте телевизионное общение во времени. Детям раннего возраста(от 1 года до 4 лет) ТВ (и другие гаджеты) не должны заменять общение с близким человеком, иначе влияние будет резко отрицательное. Ребёнок при просмотре передач занимает пассивную позицию. Он  принимают информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, сказке, не может задать вопроса – он молчит. 
 
Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телепросмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период формирования речи – до 7 лет. Выбирайте для своего ребёнка телепередачи и фильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе.
   
Лучше вообще  исключить просмотр боевиков, «ужастиков», даже анимационных (особенно в кино). Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнёром для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы (и компьютерные игры) могут спровоцировать заикание.

Для правильного речевого развития ребенку необходимо здоровое речевое окружение.

  • Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать.
  • Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была чёткой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
  • Никогда, даже если вы устали, не говорите ребёнку «отстань», «некогда» в ответ на его вопросы. Так вы снижаете его речевую активность, мыслительную деятельность, тормозите развитие ребёнка.

Как помочь ребенку овладеть речью?

  • Тактично исправляйте ошибки в речи ребёнка.
  • Для развития речевых способностей ребёнка очень важна игровая деятельность, через которую он познаёт окружающий мир. Играйте с ним и обращайте внимание на различные звучащие предметы (животные, птицы, транспорт и т.п.)
  • Включайте ребёнка в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Давайте ему полезные поручения и обязательно благодарите за помощь.

Поход в магазин – помощь  в развитии речи.

  • Решите вместе с ребёнком, какие покупки нужно сделать. Объясните, для чего нужны данные покупки, из чего можно приготовить обед. Это поможет научиться обсуждать проблему, высказываться, обосновывать свою точку зрения. Возьмите две сумки: большую для себя и маленькую для ребёнка.

При упаковке продуктов покажите, что в большую мамину сумку входит много продуктов, а в маленькую детскую мало. Это поможет овладеть умением сравнивать предметы по объёму.

  • Выбирая покупки, обращайте внимание детей, на то, что хлеб продаётся в пакете, витрины прозрачные, конфеты дорогие (объясняйте почему).
  • По дороге домой, обратите внимание, что сумки были пустые, а теперь полные. Спросите, какой покупке обрадуется бабушка, кошка.

Всё это поможет научиться устанавливать причинно-следственные связи, предполагать, высказываться

Непраздные вопросы

Умение отвечать на вопросы – один из важнейших шагов в освоении любого языка. Задавайте детям вопросы о местоположении предметов: «Где? Куда? Откуда? На чём?» «Куда Лена положила куклу?» «Где лежат книги?»
Важно понимание вопроса «Кому?»: «Кому надо дать морковку?»
Не обойтись без ответов на вопросы: «Что? Кто? У кого?»
«Что рисует девочка? Кого везёт мама? У кого в руках зайка?»

  • При ответе на вопросы, закрепляйте понимание предлогов в, на, под, за, у, с а позже над, из-за, из-под. (Где спрятался щенок? Щенок спрятался в будке. Откуда выглянуло солнышко? Солнышко  выглянуло из-за тучки.)
  • Не обойтись без соотнесения слов «один – мало – много – ни одного» с соответствующим количеством предметов при ответе на вопрос «Сколько?». (Подсказываем правильное согласование: много утят, ни одного облака и т.п.)
  • Помогаем соотнести слова большой, средний, маленький с размером предметов. Усложняем, сравнивая: «Щенок больше цыплёнка. Муравей меньше птички.
  • Также стараемся развивать умение различать на вкус (сладкий, солёный, кислый, пресный) и употреблять в речи эти качественные прилагательные.
  • Обогащаем словарный запас.

Слова – синонимы и слова-антонимы

Синонимы – это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными оттенками.

Антонимы – слова с противоположным значением.

Игры по подбору синонимов и антонимов помогут обогатить, уточнить и систематизировать словарный запас ребёнка.

  • Игра «Наоборот»
    Взрослый называет одно слово, а ребёнок быстро произносит другое: быстро - … (медленно), близко - … (далеко), вход - … (выход) и т.д. 
  • Игра «Подбери похожие слова»
    Взрослый называет «стержневое» слово, а ребёнок – сходные по значению. Например: горячий… (знойный, жаркий и пр.), бояться…(трусить, пугаться, робеть, опасаться и т.д.) 

Учить стихи – легко?

Все понимают, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии и формирует культурный уровень ребенка.

Стихи должны по объёму соответствовать возрасту, иметь чёткий ритм, соответствовать темпераменту ребёнка (шалунам нравятся весёлые и ритмичные, спокойным – размеренные и плавные).

Заучивать стихотворение надо эмоционально и с выражением, иначе для ребёнка оно будет лишено смысла.

      Развитие точных движений пальцев рук благотворно влияет на развитие речи. 
Поэтому полезно:

  • Лепить из пластилина, глины, рисовать и раскрашивать (не фломастерами);
  • Составлять аппликации;
  • Работать с ножницами;
  • Нанизывать бусы;
  • Завинчивать гайки;
  • Конструировать из мелких деталей;
  • Выжигать, выпиливать;
  • Пришивать пуговицы, вышивать;
  • Выкладывать рисунки из камней, палочек, шишек, крупы.

Важно для правильного произношения

Тренировать силу и длительность выдоха (не надувая щек):

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом очень длинным выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломину;
  • Надувать воздушные шарики, небольшие надувные игрушки;
  • Играть на музыкальных игрушках (дудках, губных гармошках…);
  • Дуть на детские флюгеры;
  • Учиться плавать, нырять.

Развивать мышцы речевого аппарата:

  • Жевать мясо, а не только сосиски и котлеты;
  • Жевать сырые мытые овощи (редис, морковь, репу);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Лизать мороженое;
  • Чистить зубы (и дёсны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Полоскать рот.

Успешная работа  по исправлению звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя – логопеда и частоты логопедических занятий, главное – это закрепить звук в самостоятельной речи ребёнка.

Занятия не принесут никакой пользы, если ребёнок, выходя из кабинета, не пользуется исправленным звуком в речи.
Долг родителей –
помочь ребёнку следить за произношением вне детского сада.

Чаще обращайте внимание ребёнка на то, чему он уже научился, что он умеет. Стимулируйте его пользоваться полученными навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.

В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...

консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"

Материал о необходимости  родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР....

Консультация "Профилактика психо-речевых нарушений в период психофизиологических возможностей дошкольников"

Консультация для педагогов дошкольного образования по профилактике психо-речевых нарушений у детей....

Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"

Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...

Консультация "Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Консультация знакомит родителей с данной патологией, причинами её возникновения, опасностью этого заболевания и необходимостью его профилактики....

Консультация "АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ"

АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ...