Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи детям с нарушением речи.
Опыт работы показывает, что традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с элементами «песочной терапии». Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Перенос элементов традиционных логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы обучения ребёнка.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с нарушением речи.
Игры – задания с кинетическим песком я использую в индивидуальной коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Благодаря играм с песком, развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму. Дети с удовольствием рисуют песком на световом столе, находят в песке предметы на заданный звук, изображают в «песочнице» следы зверей, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия речью, что, безусловно, способствует развитию речевой сферы. Но не все дети могут заниматься с использованием песка, есть и противопоказания. Это – кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках.
В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице:
– песок не должен высыпаться из песочницы;
– нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
– отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
– после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Начинать работу следует с введений в логопедические занятия элементов работы с сухим песком. Когда ребенок изучил свойства сухого песка и с удовольствием выполняет задания с ним, пора приступать к работе с мокрым песком. Начинается работа с прикосновений и заданий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук в песок. Логопед может сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»). Для начала и окончания игр-занятий в «песочнице» вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.) В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.). Позиция педагога – это «активное присутствие, я – рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Я как учитель-логопед направляю рассуждения ребёнка, обращаю внимание на наиболее значимые моменты.
Для любого педагога, практикующего работу с песком необходимо помнить три правила: 1) Присоединение к ребенку. Песочная картина, созданная ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Необходимо понять ребенка и его проблемы. 2) Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
3) Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед:
Чугуськова Н.Л.
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи детям с нарушением речи.
Опыт работы показывает, что традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с элементами «песочной терапии». Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы. «Песочная терапия» – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Перенос элементов традиционных логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы обучения ребёнка.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с нарушением речи.
Игры – задания с кинетическим песком я использую в индивидуальной коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Благодаря играм с песком, развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму. Дети с удовольствием рисуют песком на световом столе, находят в песке предметы на заданный звук, изображают в «песочнице» следы зверей, сюжеты различных рассказов, сопровождая свои действия речью, что, безусловно, способствует развитию речевой сферы. Но не все дети могут заниматься с использованием песка, есть и противопоказания. Это – кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках.
В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице:
– песок не должен высыпаться из песочницы;
– нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
– отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
– после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Начинать работу следует с введений в логопедические занятия элементов работы с сухим песком. Когда ребенок изучил свойства сухого песка и с удовольствием выполняет задания с ним, пора приступать к работе с мокрым песком. Начинается работа с прикосновений и заданий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук в песок. Логопед может сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»). Для начала и окончания игр-занятий в «песочнице» вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.) В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.). Позиция педагога – это «активное присутствие, я – рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Я как учитель-логопед направляю рассуждения ребёнка, обращаю внимание на наиболее значимые моменты.
Для любого педагога, практикующего работу с песком необходимо помнить три правила: 1) Присоединение к ребенку. Песочная картина, созданная ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Необходимо понять ребенка и его проблемы. 2) Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
3) Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Приведу некоторые из упражнений, активно применяющихся на логопедических занятиях на логопункте с использованием мини-песочницы и светового песочного стола.
Примеры упражнений:
«Песочный дождик».
Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие мелкой ручной моторики.
Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.
«Песочный ветерок».
Цель: закрепление нижнерёберного, диафрагмального дыхания.
Описание: ребенку предлагается подуть на песок через трубочку. Такое упражнение можно давать только когда ребенок уже умеет управлять своим вдохом – выдохом, чтобы избежать затягивания песка.
«Что в песке?»
Цель: закрепление диафрагмального дыхания.
Описание: картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
«Следы на песке».
Цель: развитие мелкой ручной моторики, пространственной ориентации, тактильной чувствительности, воображения.
Описание: ребенку предлагается кулачками, ладонями или кончиками пальцев, надавливая на песок имитировать следы животных, двигаясь в разных направлениях. Задание можно усложнить, дав установку какими именно пальцами имитировать следы.
«Фигуры на песке».
Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала.
Описание: ребенку предлагается начертить или построить на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) и назвать, где и какая фигура находится.
«Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Описание: ребенку предлагается нарисовать различные дорожки. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку.
«Сильный мотор»
Цель: автоматизация звука.
Описание: произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»).
Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука.
Описание: ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы (все или определённую) или игрушки, в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.
«Буквы на песке».
Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный звук и написать соответствующую ему букву на песке.
«Слова на песке».
Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического анализа.
Описание: ребенку предлагается написать на песке и произнести слово с автоматизируемым звуком; из ряда произносимых слов, выбрать слово с автоматизируемым звуком и записать его.
«Слоговые дорожки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Описание: рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Превращения».
Цель: коррекция оптической дисграфии и дислексии, формирование буквенного гнозиса, развитие зрительного восприятия и внимания. Описание: ребёнку предлагается превратить написанную на песке букву в заданную другую. Причём буквы можно как дописывать, так и стирать ненужные элементы; узнать недописанную букву и дописать её.
«Полоски»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Описание: ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Художник»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Описание: логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
«Подбери слово»
Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Описание: ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – зеленый, репа – твердая, блюдце – пластмассовое).
Опыт работы показал, что применение нетрадиционной логопедической технологии – «пескотерапия», учитывающей специфику работы учителя- логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...
«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»
Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия - одна из разновидностей игр...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
мастер-класс для воспитателей...
презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."
в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...