Конспект родительского собрания
материал по логопедии (подготовительная группа)
Родительское собрание на тему:
«Что такое ЛОГОПУНКТ? - Давайте познакомимся!»
Участники: родители детей
старшей и подготовительной групп, зачисленных
для коррекционного обучения в
логопедический пункт.
Подготовила учитель-логопед:
Дальчнина Ольга Сергеевна
Цель: повысить родительскую компетентность ввопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
- Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
- Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы учителя - логопеда по коррекции и развитию речи.
- Акцентировать внимание родителей на важности изначимости их участия, помощи в коррекционной работе.
- Вызвать желание сотрудничать с учителем - логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Что такое ЛОГОПУНКТ? - Давайте познакомимся!»
Участники: родители детей старшей и подготовительной групп, зачисленных
для коррекционного обучения в
логопедический пункт.
Подготовила учитель-логопед:
Дальчнина Ольга Сергеевна
Цель: повысить родительскую компетентность ввопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
- Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
- Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы учителя - логопеда по коррекции и развитию речи.
- Акцентировать внимание родителей на важности изначимости их участия, помощи в коррекционной работе.
- Вызвать желание сотрудничать с учителем - логопедом.
Оборудование: стулья, памятки.
Предварительная подготовка к собранию:
1. Анкетирование родителей.
2. Изготовление Памятки.
План работы:
- Вводная часть.
- Основная часть. Что такое логопункт, задачи работы.
- Заключительная часть.
Ход собрания:
I. Вводная часть.
1) Приветствие и представление.
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Дальчанина Ольга Сергеевна! Я работаю учителем-логопедом в нашем детском саду.
2) Тема собрания:
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения уже с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования видно, что некоторые из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с учителем - логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных педагогических знаний.
Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт.
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.
II. Основная часть.
1. Что такое ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий логопеда в ДОУ составляется в согласовании с администрацией, не в ущерб общеобразовательным занятиям. Но, согласно «Положению о логопункте ДОУ», учитель - логопед имеет право брать ребенка на коррекционные занятия с любого занятия воспитателя.
2. Основные задачи работы ЛОГОПУНКТА.
Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- привитие детям навыков коммуникативного общения;
- решение задач социального и речевого развития.
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года.
3. Каких детей берут на ЛОГОПУНКТ?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка на логопедический пункт является заключение педагогического консилиума (Пк), состоящего из членов коллектива ДОУ, и заявление родителя (законного представителя).
На логопедический пункт берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из старшей группы. А также те, кто не закончил занятия с учителем - логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей средней группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя - логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста могут получить консультацию от учителя-логопеда.
4. С каким логопедическим заключением можно попасть на ЛОГОПУНКТ?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
Фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
- один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
- сложные звуки заменяются простыми;
- наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
Общее недоразвитие речи (или нерезко выраженное общее недоразвитие речи НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
(Приводятся примеры по различным видам нарушения звукопроизношения)
5. Причины речевых нарушений.
Итак, причиной речевого нарушения могут быть различными:
- внутриутробная патология;
- наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
- малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
- ребенок перенес стресс или испуг.
6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ?
Индивидуально-подгрупповые занятия - 2 или 3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.( по утомляемости ребенка, возраста)
Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Работаю первую половину дня во вторник и пятницу, понедельник, среда и четверг – во вторую. В это время проводятся индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми и консультации с родителями, индивидуальные мастер - классы, а также индивидуальные консультации по запросу родителей.
7. Сколько детей зачисляется на ЛОГОПУНКТ?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопедический пункт в детском саду - это открытая, и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей очень тяжело. Поэтому усиленно привлекаю к работе вас родителей, и педагогов детского сада (т.к. и педагоги выполняют задания на группе по закреплению звука)
8. Роль родителей в коррекции речевых нарушений.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа учителя - логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Родители должны выполнять все рекомендации, регулярно посещать консультации, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю в четверг. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.
Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- выполнять все рекомендации;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении;
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
Анализируя ваши ответы на вопросы анкеты, сделала вывод, что самыми востребованными со стороны родителей формами взаимодействия являются следующие: родительские собрания, папка для домашних заданий, беседы, семинары-практикумы, устные индивидуальные консультации, открытые занятия, совместные занятия родителей и детей.
Как заниматься с ребенком дома?
В индивидуальных тетрадях каждого ребенка помещена Памятка по выполнению домашних заданий. А с основными положениями памятки познакомлю вас сейчас.
Памятка родителям для организации занятий по заданию с учителем- логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь со мной.
- Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком?
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек (опора на зрительный анализатор играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
- Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика:
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики я помещаю в индивидуальные папки ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно.
Дыхательная гимнастика:
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
III. Заключительная часть.
- давайте сейчас на себе попробуем мастер – класс «артикуляционные упражнения».
- хочу представить вашему вниманию, как выполняют упражнения ваши детки.
По второй части собрания выносим решение артикуляционную и дыхательную гимнастики используем и применяем в домашних условиях.
По третьей части собрания предложенная памятка «Советы родителям по выполнению логопедических заданий дома» будет использована детьми и их родителями.
«Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Желаю вам успехов!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...
Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"
Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....
План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...