Игры на развитие мышления детей 3 лет
консультация по логопедии
Игры на развитие мышления детей 3 лет (Консультация для педагогов и родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мышления детей 3 лет
Предложенные игры развивают образное мышление, развивают произвольную память, учат анализу и синтезу.
Мышление – это высшая ступень познания. А мышление ребенка трех – лет наглядно-действенное. Что видит, то и осмысливает. Ему легче знакомиться со счетом в игре с игрушками, чем с цифрами. Прежде чем сделать какое-то открытие, ему надо потрогать, пощупать, увидеть, услышать. А что дальше? Нужно запомнить, «переварить», выстроить логическую цепочку: что это? что с ним делать?
Мышление четырехлетнего ребенка постепенно становится наглядно-образным: он проявляет интерес к схемам предмета, буквам, цифрам. Для того чтобы говорить о предмете, ему не обязательно его видеть. Если ребенок трех лет определяет, что игрушки – это вещи для игры, то четырехлетний ребенок скажет, что есть игрушки для прогулки, для воды и они сделаны из различного материала. В 4 года меняется и его отношение к другим людям – оно становится более осмысленным. С двухлетним братом он говорит «сюсюкая», со взрослыми – использует «взрослую» речь.
Действуя в мире, ребенок становится творцом своих знаний. Его мышление поначалу включает в себя простые понятия, умозаключения, выводы, суждения. Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация. Логическое мышление формируется в течение всего дошкольного возраста. Это более сложный вид мышления, требующий операций со схемами в уме. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, можно ускорить процесс формирования логического мышления.
Дружные фигурки
Игра развивает образное мышление, произвольную память, готовит руку к письму.
Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.
◈ Как играем: вы в дороге и вам нечем занять ребенка? Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т.д. Среди них – две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как – пусть придумает сам. Самое главное – не выходить за контуры.
◈ Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. А главное – ваш ребенок будет занят с пользой для вас и для него.
Пригласим на день рождения
Игра учит соотносить группы предметов по их количеству, развивает наглядно-образное мышление
Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.
◈ Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах – это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.
◈ Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество – больше или меньше на 1-3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
Делим – собираем
Игра учит вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)
◈ Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, – машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т.д.
◈ Играем наоборот: стул – спинка, ножки, сиденье. Телефон – кнопки с цифрами, корпус. И т.д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?..
◈ Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, – попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик), и дорисовать предмет. Покажите часть предмета – ребенок должен определить, что это такое.
Тук, тук, кто в домике живёт?
◈ Как играем: спросите ребенка, что снаружи, что внутри: котлета или сковорода, сок или кувшин, краска или ее тара, квартира или дом, мягкая игрушка или вата река или песок?
◈ Закрепляем: нарисуйте комнату – в ней мебель, банку с компотом – в ней фрукты и т. д.
Сортируем картинки
Игра учит классифицировать предметы
Необходимый инвентарь: вырезанные картинки из старых книг, журналов, фантики от конфет и т.д.
◈ Как играем: вместе с ребенком сложите картинки в коробочки и положите их в определенное место. Эти картинки вам пригодятся и для развития речи, и для игр по математике. И не надо покупать лото! В дождливую погоду достаньте коробки с карточками. Сами вернитесь к своим делам, а ребенок пусть занимается сортировкой карточек.
◈ Группировать и сортировать можно как угодно: цветы и кустарники, времена года, части суток, одежду и обувь, буквы и цифры и т.д. Есть картинки с игрушками и мебелью – разделите их на деревянные и на пластмассовые и т.д.
◈ Закрепляем: раскладывать можно зимнюю и летнюю обувь, тяжелые и легкие предметы, игрушки для зимы и для лета и т.д.
Квартирный счет
Игра учит сравнивать группы предметов по их количественному соотношению, формирует логическое мышление.
◈ Как играем: вы путешествуете с ребенком по квартире и выясняете, каких предметов в ней много, мало, один. Задаете вопросы, требующие логического объяснения: а может ли быть ваз, полок, холодильников больше, чем цветов, обуви, продуктов? Страниц меньше, чем книг? И т.д. Пусть ребенок обоснует свой ответ.
◈ Закрепляем: на улице сравниваем дома и людей, живущих в них, деревья и цветы, машины и пассажиров и т.д.
Нужные вещи
Игра знакомит с многофункциональностью некоторых вещей
◈ Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» – «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» – «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т.д. А стекло, песок, зонт?
◈ Поощряйте ребенка за интересные ответы: бумага для бумажного змея, кораблика.
◈ Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» – «Рисовать, для постового, для флажка».
◈ Чем интереснее ответы, тем лучше. А если завести альбом «Нужных вещей» и зарисовывать их? Поверьте, ребенку это понравится.
Сообразилки
Игра помогает формировать понятийное мышление – вычленять подгруппу из целой группы
◈ Как играем: путешествуем по квартире, по улице. Чего больше: столов или мебели, кастрюль или посуды, одежды или футболок, медведей или животных в лесу, рыбы или пескарей в реке?
◈ Закрепляем: посмеемся: чего больше – коров или молока, квартир или жильцов? Куриц или яиц?
◈ Такие вопросы развивают образное и логическое мышление.
Изображалки
Игра подводит к пониманию того, что схемой можно изобразить любые предметы.
Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.
◈ Как играем: попытайтесь вместе изобразить на бумаге снег, ветер, дождь и даже настроение – радость, обиду. Вы говорите – ребенок изображает, и наоборот.
◈ Закрепляем: в кармашке погоды каждый день отображайте схемой ее явления.
◈ Задавайте больше заданий на абстрактные понятия – как изобразить тяжесть, верх, легкость и т. п.
◈ А если попробовать на одну изображенную схему найти как можно больше подходящих предметов?
Заколдованные сказки
Игра развивает наглядно-образное мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.
◈ Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их – определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом – оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал – придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.
◈ Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки – ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек – это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», – остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра и развитие мышления детей в группе раннего возраста
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-436700-1397459336.jpg)
Памятка для родителей «Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»
коррекционная работа с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/09/picture-1154261-1568029716.jpg)
Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для развития мышления детей 6 – 7 лет" .
Значение интеллектуальных игр в развитии ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/07/picture-1236451-1586272461.jpg)
Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212761-1361976494.jpg)
Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-261849-1482324068.jpg)
Практикум для родителей: «Игры на развитие мышления детей»
Мышление – это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить. Решение р...