Картотека дидактических игр.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Левицкая Оксана Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Инновационные игровые технологии в ДОУ» Подготовила: Воспитатель МДОАУ црр-дс «Аленький цветочек» Левицкая О. А. г.Пыть-Ях 2022 г.

Слайд 2

Инновационная деятельность - является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов. Инновация – это новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации .

Слайд 3

Инновационные игры: Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность .

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. Блоки Дьенеша Технология развивающих игр

Слайд 5

Счетные палочки Кюизенера Цели и задачи данной обучающей программы подразумевают эффективное формирование у ребенка понятия последовательности чисел, их состава, а также сравнения чисел по возрастанию или убыванию, сравнения размера и длины .

Слайд 6

«Технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Технология «Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Чудо-головоломки: чудо -крестики, чудо-цветики, чудо — соты Квадрат Воскобовича Пособие «Лепестки Ларчик »

Слайд 7

Игры Монтессори Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке .

Слайд 8

Развивающая игра « Нумикон » 1. Картинки – пазлы . 2. Делаем такой же паттерн. 3. Игры со шнуркам. 4. Перепутанные паттерны. 5. Что пропущено? 6. Называем форму (паттерну) 7. Какое число пропущено? 8. Дети могут использовать паттерны, как мозаику или конструктор Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии в 1996-1998 годах для тех детей, которым сложно изучать математику.

Слайд 9

«Дары Фрёбеля » используются во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Игровое пособие Дары Фрёбеля

Слайд 10

Игры Никитина Игры, способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Слайд 11

Технология ТРИЗ Круг Лулля Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – д/с «Аленький цветочек»

Авторское многофункциональное пособие

«Волшебный куб»

Автор составитель: Левицкая Оксана Александровна

ХМАО-Югра, г.Пыть-Ях

                                          Многофункциональное пособие «Волшебный куб»

Куб выполнен из тонкой фанеры и обшит фетром.

Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновременно выполняет развивающую, обучающую, воспитывающую функции в различных формах работы с детьми: в самостоятельной деятельности детей, в игровой деятельности, в образовательной деятельности, коммуникативной. 

Актуальность данного пособия— это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг).

А во-вторых, используя куб, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится на основе сенсорного развития, развития познавательных интересов. Пособие привлекает своим разнообразием действий с ним, предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает, помогает поддерживать внимание и интерес у детей, создаёт эмоциональный подъём.

Перспективность пособия в том, что оно может быть использовано в разных возрастных периодах дошкольного детства (и в младшем дошкольном возрасте, в средних группах, и в старших-подготовительных, с детьми 3-7 лет.

Новизна дидактического пособия заключается в том, что была разработана новое дидактическое пособие «Волшебный куб» скомпонованное из разных дидактических игр направленное на развитие компонентов устной речи (формированию словаря, совершенствованию фонематического слуха, развитию

связной речи и т.д.

        

Формы работы с пособием: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Образовательный эффект:

Многофункциональное пособие «Волшебный куб» способствует:

- развитию компонентов устной речи (формированию словаря, совершенствованию фонематического слуха, развитию

связной речи);

- формированию элементарных математических представлений (о количестве, величине, форме, ориентировке в

пространстве и во времени);

- формированию целостной картины мира, расширению кругозора.

Коррекционный эффект:

"Волшебный куб" также способствует:

- развитию зрительного восприятия;

- развитию ориентировки на микроплоскости;

- развитию мелкой моторики и осязания;

- развитию внимания, памяти, мышления и воображении.

Многофункциональное пособие по развитию лексико-грамматического строя речи

в средней группе «Веселая гусеница»

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Поэтому так важно осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

 Пособие можно использовать для разнообразных дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

Пособие представляет собой игровое поле, в центре которого круг. Вокруг круга расположены 6 кругов в виде гусенички.

К каждой игре изготовлены карточки по размеру кругов.

Данное пособие можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и на подгрупповых занятиях.

Дидактическая игра «Фруктовый сок» «Вкусное варенье», «Сладкая конфета».

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: В центр на круге вставляется карточка с нарисованным стаканом. Рядом дети выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети выбирают карточку, говорят, какой сок любит гусеничка (На картинке вишня. Сок называется вишневый. Далее карточка прицепляется на липучку, выбираем следующую и т. д.).

        

Дидактическая игр «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в    повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.

Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи: Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.

Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет.

Дидактическая игра «Составь предложение»

«Мишке сниться…», «Зайке сниться…», «Папа мечтает…», «Мама мечтает…», «Брат мечтает…», «Сестра мечтает…», Составь предложения - это игра на липучках, которая поможет детям овладеть связной, осмысленной и красивой речью, научит детей составлять предложения, а также развить воображение и мелкую моторику рук, правильно воспринимать и доносить информацию.

В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять различные предложения, действуя по представленным картинкам, имеющим определенный сюжет. В логической игре на липучках дети учатся составлять фразы, пересказывать сюжетный рассказ с опорой на картинки.

Цель игры: формировать умения составлять простые предложения.

Задачи: Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику, память, и воображение. Развить воображение и мелкую моторику рук, правильно воспринимать и доносить информацию.

Дидактическая игра «Ассоциации» «Чем питаются дикие животные», «Где живут»

В ходе игры ребенок научится различать животных, что они едят, их жилища. Также игра прекрасно развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, помогает в формировании речи и стимулирует память.

Цель: закрепить знания по теме "Дикие животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям крышечки с мордочками животных, а затем предлагает детям покормить животных, найти их жилище. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и резинками соединяют животное и корм.

 

 



Предварительный просмотр:

МДОАУ црр – д/с «Аленьки        й цветочек»

 

 

 

 

 Индивидуальный подход в обучении дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Воспитатель:

                                                                   Левицкая Оксана Александровна

                                                  г. Пыть-Ях

                                                               2021 г.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.                                                                                                                                   В образовательной программе, в соответствии с ФГОС, можно выделить отличительные особенности Программы: направленность на учёт индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Условия, которые предъявляет ФГОС к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности.
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей.
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами.
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными.

 Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я.А.Каменский, Жан- Жак Руссо, К.Д Ушинский, Н.К. Крупская, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский.                                                                                                                    Они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, а также для гуманного отношения педагога к ребенку.

Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении педагога и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода?

Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты подхода к детям:

  • знание и понимание детей
  • любовь к детям
  • основательный теоретический баланс
  • способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он должен пронизывать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении ООД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Как уже отмечалось, индивидуальный подход в обучении дошкольников – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Дифференциация обучения - это создание условий для воспитания и обучения дошкольников, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные группы, отличающиеся на данный момент: уровнем усвоения материала; уровнем работоспособности и темпом; особенностями восприятия, памяти, мышления; уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Рекомендации дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка:

  • Очень важна при обучении дошкольников наглядность.
  • При неудачах не нервничайте самим и не нервируйте ребенка, а находите причины трудностей и смотрите с оптимизмом в будущее.
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими.
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности.
  • Педагогу нужно быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным.
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга.
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового.
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину.
  • Признайте за детьми право на индивидуальность.

Также не стоит путать индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог -ребёнок», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  • Изучение особенностей ребенка посредством наблюдения, специальных игр, опросников, тестов, методик.
  • Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  • Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  • После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести тетрадь учёта или дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика, в которую входят:

  • Общие сведения о ребенке.
  • Данные о физическом состоянии.
  • Положительные проявления ребенка.
  • Отношения к коллективу.
  • Отношение к труду.
  • Особенности умственного развития.
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

  • Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).
  • Уровень знаний и умений (осознанность, действенность).
  • Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость).
  • Уровень самостоятельности и активности.
  • Отношение к обучению.
  • Характер познавательных интересов.
  • Уровень волевого развития.

 Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

У воспитателя появится возможность помогать «слабому», уделять внимание «сильному», работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

  Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход.

На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.

Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот как мы умеем», «Вместе с мамой и папой»; проведение бесед, консультаций, оформление папок – передвижек, анкетирование. Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.



Предварительный просмотр:

«Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.

К числу современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принцип индивидуализации образования, можно отнести:

1. детское портфолио;

2. еvent–технология;

3. индивидуальный образовательный маршрут;

4. «уголок успешности»;

5. «куратор случая»;

1. Детское портфолио – это технология индивидуальной работы с ребёнком и его семьёй, направленная на фиксацию процесса развития дошкольника и его достижений в различных образовательных областях, демонстрация его способностей, интересов, знаний и умений.

Данная технология помогает:

  • Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
  • Получать более полную информацию о ребенке.
  • Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
  • Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.

Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей:

— Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

— Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

— Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании портфолио:

  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога, и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

2. Event–технология – это технология педагогической поддержки детской индивидуальности и успешности. В основе разработанной технологии идеи российского исследователя А. В. Сковородкина, представляющие еvent-технологию с педагогических позиций, как «гуманитарную организацию досуга, которая по структуре включает концептуальную, содержательную и процедурные части; по логике – системную смену вех, фаз и видов деятельности: инициирование, старт, подготовка, пуск, действие, последействие, подведение итогов»

Ивент (англ. Event) означает случай, мероприятие, событие!

События, которые берутся за основу, могут иметь различный характер: от информационно-познавательных (конференции, конгрессы, выставки) до спортивно-развлекательных (турниры, праздники, фестивали, концерты, шоу). В рамках базовых событий, в свою очередь, могут проводиться оригинальные мероприятия, разработанные с учетом специфики деятельности компании, ее традиций и предпочтений.

Отличие данного направления состоит в том, что инициация в организации детских event-мероприятий исходит не от организатора, а от потребителя-ребенка, касается его интересов, желаний, потребностей (личностно ориентированная технология); это всегда красочное, эстетическое мероприятие, прежде всего, ориентированно на психологическую (эмоциональную) сферу личности, на активность участия личности, принятие позиции субъекта деятельности; в evente аккумулируется значительное количество средств (театрализации, анимации; художественный, музыкальный, технический, материальный ресурсы).

Педагогический потенциал «event-технологии» как технологии организации внеучебной и досуговой деятельности детей состоит: в реализации личностных запросов детей в проведении культурного досуга, в раскрытии качеств и свойств личности, в их развитии, в формировании коммуникативной культуры участников event-мероприятия; в проявлении обучающей функции event-мероприятия, в познании окружающей действительности, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте.

«Event-технология» - по своей сути полифункциональна (выполняет функции: информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации о многообразии видов и форм досуга); воспитательную (передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре); дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга); социализации (реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).

По характеру содержания и структуры - комплексная (событийный, инновационный, личностно ориентированный, технологический).

По виду социально-педагогической деятельности - технология социализации. По организационным формам - единая - event - мероприятие (событие-мероприятие), его виды разнообразны: а) по заявке и количеству участников (индивидуальные, групповые - корпоративные, коллективные), б) по связи с традиционными формами организации деятельности; событие-экскурсия, конкурс, олимпиада, соревнование, научно-исследовательская деятельность, праздник, вечер, утренник, выставка, поход, экспедиция, час общения и др., в) по содержанию (в формате общечеловеческих ценностей), г) по затрате средств (без ограничений), д) по времени проведения и др.

Таким образом, применение «event-технологии» в организации деятельности детей позволяет: формировать Я-концепцию, самосознание личности; доверие к педагогу; знание о видах досуга, формах его проведения, их связи друг с другом; положительные установки на проведение здорового образа жизни, культуру досуга; развивать ассоциативную основу для целостного восприятия личностью действительности; способность к рефлексии, анализу, самооценке личностных черт, качеств, свойств; воспитывать человека, умеющего воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, принимать иное, другое; расширять событийное пространство; формировать новое экономическое мышление.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника: интеллектуального. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога- предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанника.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, ребенком и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому ребенку.

Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития.

С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности, предоставление свободы выбора, организация мониторинга.

Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения

особенностей детей. Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности. Может быть различен и темп его освоения ребенком. Варьируются также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса, все они адекватны конкретному ребенку.

 4. «Уголок успешности» – это технология наблюдения и отслеживания индивидуальных предпочтений ребёнка в образовательном процессе, направленном на развитие личности, его мотивации и способностей в различных видах деятельности. Технология предполагает мониторинг развития ребёнка в течение учебного года.

Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря которому можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Под «успешностью» понимается качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к результатам самого человека. Объективную результативность ребёнка получаем на основании критериев, заданных образовательной программой дошкольного образования.

Субъективное отношение к результатам самого ребёнка позволяет узнать «Уголок успешности». Работая с ним, педагогу необходимо стремимся получить ответную реакцию от каждого ребенка на происходящее с ним в рамках образовательного процесса детского сада. Узнавать интересы и предпочтения ребёнка, которые он фиксирует для себя как успешные, которые ему нравятся и имеют ценность. Полученные данные дают нам возможность увидеть направления деятельности глазами ребёнка, проанализировать и оценить её.

Создание «Уголков успешности» как технологии отслеживания индивидуального развития детей позволяет решить ряд педагогических задач:

  • содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации дошкольника;
  • создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • выявить интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять активность и самостоятельность дошкольника;
  • формировать предпосылки универсальных учебных действий;
  • укреплять взаимодействие с семьёй воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в продуктивности развития ребёнка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

«Уголки успешности» функционируют во всех группах детского сада, начиная со средней.

Отслеживаются интересы и предпочтения детей в различных видах образовательной

деятельности:

 художественно-эстетическое развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 физическое развитие;

 социально-коммуникативное развитие.

Таким образом, у каждого воспитанника есть возможность проанализировать и определить свою успешность в определенном виде деятельности, будь то творчество, труд, игра, коммуникация, здоровье, спорт или познание. Педагог, ежедневно получая подобного рода информацию от ребенка, может скорректировать дальнейшие действия воспитанника по достижению им успеха в актуальной образовательной области, а также способствовать развитию тех интегративных качеств, которые на сегодняшний день являются «точкой роста для ребенка. В этой ситуации взрослый выступает в роли союзника, участника педагогического и развивающего процесса.

            5. Куратор случая — это технология раннего выявления и работы со «случаем», когда ребёнок и его семья оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация ребенка - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, возникающая по независящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно.

К ним можно отнести:

• социально опасное положение семьи;

• отношения в коллективе;

• любую форму насилия и т.п.

Технология «куратор случая» реализуется специальным человеком, ответственным за взаимодействие детского сада с сотрудниками органов опеки и попечительства. Его деятельность включает несколько этапов:

1. Выявление «семей группы риска» в рамках составления социального паспорта ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

2. Сбор информации от воспитателей, которые ежедневно работают с детьми и могут по внешнему виду ребенка и его поведению выявить признаки актуального неблагополучия в семье. Среди них могут быть: санитарно-гигиеническая запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке другое.

Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.

3. Регистрация случая. «Куратор случая» регистрирует полученные сведения в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите, и в течение одних суток оформляет служебное сообщение и передает его в Подразделение по опеке.

Результативность использования технологии «куратор случая» достигается выполнением следующих условий:

• пониманием актуальности работы с проблемными детьми, поддержкой со стороны администрации детского сада;

• включением в профилактическую работу педагогического коллектива ДОУ;

• толерантной позицией родителей и активным участием родителей во взаимодействии со специалистами ДОУ;

• подбором диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Ранее выявление семейного неблагополучия позволяет повысить шансы сохранить ребенку его родную семью, актуализировать работу с семьями, обладающими ресурсами и мотивацией к изменениям. Технология работы со «случаем» открывает возможность команде специалистов сконцентрироваться на потребностях и ситуации конкретной семьи, совместно с которой ведется реабилитационная работа.

Применение технологии работы со «случаем» ориентировано на строгую этапность работы и последовательность действий при планировании работы со «случаем» и выполнении плана реабилитации. Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и учесть ее особенности при организации реабилитационного процесса. Она ориентирована на оказание необходимых профилактических услуг детям и семьям с привлечением всех необходимых служб и специалистов. В основе работы со «случаем» лежит командный междисциплинарный подход, при котором ресурсы специалистов различных учреждений и ведомств объединяются для помощи конкретной семье и ребенку.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы

1.        Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.

2.        Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

3.        Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.

4.        Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М. : МИРОС, 2001.

5.        Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3.

6.        Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).

7.        Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....